ГОСТ Р 56091-2014 Техническое расследование и учет аварий и инцидентов на объектах Единой и региональных систем газоснабжения

Обозначение:
ГОСТ Р 56091-2014 Техническое расследование и учет аварий и инцидентов на объектах Единой и региональных систем газоснабжения
Тип:
ГОСТ
Название:
Дата актуализации текста:
Дата актуализации описания:
75.020
Дата последнего изменения:
Дата завершения срока действия:
gost35179
gost_r_56091-2014.docx PHPWord

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
И УЧЕТ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ НА ОБЪЕКТАХ
ЕДИНОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ
ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Издание официальное

Москва

Стандартинформ

2014

 

 

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (Раздел 8).
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на
1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты». а официальный
текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные
стандарты». в случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта
соответствующее уведомление будет опубликовано е ближайшем выпуске ежемесячного
информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация,
уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользованияна
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в
сети Интернет (gost.ni)

© Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и
распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии

Содержание

22 Сокращения 4

Единой и региональных систем газоснабжения Российской Федерации 5

аварий 8

и анализ аварий 10

Единой и региональных систем газоснабжения 16

газоснабжения 17

Приложение А (рекомендуемое) Классификация аварий и инцидентов 19

Приложение Б (рекомендуемое) Органы, организации и службы, представителей которых
привлекают в комиссии по расследованию аварий на объектах Единой системы
газоснабжения от организации — собственника Единой системы газоснабжения — и

специализированных инженерных организаций 22

Приложение В (рекомендуемое) Методические рекомендации по техническому расследованию
причин разрушения в результате аварии участка газопровода или другого опасного

производственного объекта, работающего под внутренним давлением 23

Приложение Г (рекомендуемое) Форма акта технического расследования инцидента на

объектах Единой и региональных систем газоснабжения Российской Федерации 36

Библиография 38

Предисловие

В основе стандарта лежат требования, предъявляемые действующим Федеральным
законодательством к процедурам расследования причин аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах различного назначения.

Отвечая требованиям Федеральных нормативных правовых актов и документов к порядку
организации работ, оформлению, учету и анализу причин аварий и инцидентов на опасных
производственных объектах, настоящий стандарт:

- детализирует их с учетом практики эксплуатации объектов Единой и региональных систем
газоснабжения Российской Федерации, в том числе — накопленного опыта расследования причин
возникновения аварий и инцидентов на действующих объектах:

Единая и региональные системы газоснабжения относятся к открытым человеко-машинным
энергетическим системам [1] непрерывного действия, предназначенным для добычи,
транспортирования, переработки и хранения природного газа и газового конденсата, обладающим (в
той или иной степени) структурным резервированием и не исключающим возможности возникновения
отказов элементов, реализующихся в виде аварий или инцидентов.

Единая система газоснабжения включает объекты:

Региональные системы газоснабжения по своему составу в разной степени подобны Единой
системе газоснабжения.

Рассматриваемые системы газоснабжения — как Единая, так и региональные — состоят из
опасных производственных объектов, при эксплуатации которых могут возникать аварии или
инциденты.

Настоящий стандарт разработан в развитие общих требований действующего в России порядка,
утвержденного Ростехнадзором [2] с целью установления требований к техническому расследованию
и учету аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Единой и региональных систем
газоснабжения Российской Федерации независимо от их ведомственной принадлежности в части, не
противоречащей [2].

С учетом специфики газовых объектов настоящий стандарт регламентирует порядок
расследования аварий и инцидентов на опасных производственных объектах Единой и региональных
систем газоснабжения Российской Федерации, поднадзорных Федеральной службе по
экологическому, технологическому и атомному надзору.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТЕХНИЧЕСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ
НА ОБЪЕКТАХ ЕДИНОЙ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Technical investigation and registration of crashes and incidents at unified
and regional gas supply systems' objects

Дата введения —2015*01 *01

t.f Настоящий стандарт распространяется на составные части, элементы и технические
устройства Единой и региональных систем газоснабжения Российской Федерации.

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

опасного производственного объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативной
и проектной документации в части промышленной безопасности.

(Федеральный закон (3). статья 2)

Издание официальное

[Федеральный закон (41. статья 61

Примечание — В применении к понятию «инциденты» отказы приводят объект (техническое
устройство или систему) к состоянию неисправности, но не к потере работоспособности.

образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: природный газ.
конденсат, широкая фракция легких углеводородов, а также продукты их переработки, отнесенные к
опасным веществам Федеральным законом |5).

Примечание — К ОПО относятся производственные площадки, участки, содержащие промысловые
трубопроводы природного газа, стабильного, нестабильного и деэтанизированного газового конденсата, широкой
фракции легких углеводородов, газосборные пункты, установки подготовки газа газовых промыслов или станций
подземного хранения, дожимные компрессорные станции, линейная часть, компрессорные и
газораспределительные станции магисграгъных газопроводов. производственные установки
газоперерабатывающих заводов и другие объекты.

[ГОСТ 27.002—89. л 3.3}

[Федеральный закон [6]. статья 1]

[Федеральный закон [4], статья 7)

газообразного) продукта из технологической системы в окружающую среду, рабочую площадку или
помещение опасного производственного объекта, требующий проведения дополнительных работ для
обеспечения безопасного состояния объекта (по уточнению места нарушения герметичности,
ремонту, регулировке и т.д.).

Примечание — Утечка может быть квалифицирована эксплуатирующей организацией, на объекте
которой эта утечка произошла, как инцидент или производственная неполадка.

{Федеральный закон [7]. статья 11

В настоящем стандарте применены следующие сокращения

Дпя повышения обоснованности идентификации происшествий следует использовать
дополнительную информацию (при ее наличии):

- о потерях продукта и экологических последствиях:

ПримерПри наличии потерь природного газа не менее 10 тыс. и3, или утечки опасной
жидкости не менее 10 м3, или утечки легкоиспаряющейся жидкости не менее 1 м3 происшествие
следует относить к авариям, если реализуются указанные в 5.1.7 основные признаки. Если потери
опасного продукта не достигают указанных значений, то происшествие может быть отнесено к
инцидентам.

Примечание — Происшествия, имеющие признаки аварии (разрушение, неконтролируемый выброс
опасного вещества), но вызванные умышленным повреждением объекта, не связанные с организационно-
техническими решениями, техническим состоянием или качеством сооружения и эксплуатации объекта, относят
к инцидентам.

- территориальные органы самоуправления. МЧС России. МВД России, Ростехнадзора.

контроля промышленной безопасности вышестоящей организации.

Сообщение должно содержать следующую информацию:

- местонахождение аварии или инцидента (название объекта, указание километра по трассе,
пикета):

ПримерПри авариях (инцидентах) на опасных производственных объектах Единой системы
газоснабжения оперативная информация об аварии или инциденте (как телефонное, так и
письменное оперативное сообщение) передается эксплуатирующей ораанизацией — по
подчиненностидежурному главному диспетчеру, заместителю начальника ЦПДД собственника
ЕСГ. территориальному подразделению органа корпоративного контроля и надзорасобственника
ЕСГ — в области промышленной безопасности и обеспечения работоспособности объектов, а также
органу собственника ЕСГуполномоченному на организацию мониторинга факторов, влияющих на
устойчивость функционирования ЕСГ. В свою очередь, получив сообщение об аварии, инциденте,
территориальное подразделение органа корпоративного контроля и надзора организации
собственника ЕСГ — в области промышленной безопасности и обеспечения работоспособности
объектов информирует центральный аппарат органа корпоративного контроля и надзора
организациисобственника ЕСГ — е области промышленной безопасности и обеспечения
работоспособности объектов, а дежурный главный диспетчер, заместитель начальника ЦПДД
организациисобственника ЕСГ — по получении оперативной информации незамедлительно
докладывает об аварии руководству организациисобственника ЕСГ. оповещает ответственных
работников соответствующих функциональных Департаментов (управлений), органа,
уполномоченного организацией — собственником ЕСГ — на организацию мониторинга факторов,
влияющих на устойчивость функционирования ЕСГ и других заинтересованных подразделений
согласно Порядку оповещения ответственных работников при аварийных ситуациях на объектах
организации — собственника ЕСГ.

Примечание — Об аварии (инциденте), повлекшей за собой несчастный случай, руководитель
эксплуатирующей организации сообщает дополнительно к адресатам 5.2.9:

в профсоюзную организацию:

При аварии (инциденте) на объекте ЕСГ дополнительно информируется орган корпоративного
контроля и надзора организации — собственника ЕСГ — в области охраны труда (если
пострадавший — работник дочернего общества или организации — собственника ЕСГ).

При получении дополнительных данных, связанных с аварией, информация о которой ранее
направлялась адресатам по указанным формам, эксплуатирующая организация должна направить
дополнительные данные с указанием даты и содержания первичной информации в адреса указанных
выше организаций.

в

других (специализированных инженерных) организаций в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

При наличии несчастного случая (тяжелого, группового, со смертельным исходом),
происшедшего в результате аварии, расследование причин несчастного случая проводится
комиссией по техническому расследованию согласно 7.19.

Приказ о продлении срока технического расследования причин аварии (с указанием причин
продления) е день его подписания направляют (факсом, электронной почтой) в оперативную
диспетчерскую службу Ростехнадзора и а управление по соответствующему виду надзора. Приказ о
продлении срока технического расследования причин аварии и обоснование причин такого продления
прилагают к акту расследования.

Неприбытие привлекаемых специалистов к месту расследования в течение трех суток с
момента начала работы комиссии может рассматриваться комиссией как отказ организации от
участия в расследовании.

При необходимости срочного выполнения ремонтно-восстановительных работ следует
обеспечить фиксацию (фотографирование, эскизирование. составление схем и др.) обстановки и
сохранность всех частей разрушившихся и поврежденных элементов.

организационного характера, вызвавшие аварию, сценарий ее развития на основе опроса очевидцев,
рассмотрения технической документации, экспертных заключений (при необходимости),
следственного (технического) эксперимента, результатов осмотра места аварии и проведенной
проверки (расследования):

Примечание — Натурное обследование места аварии (определение характера, очага и вызвавших
аварию причин разрушения трубопроводов, сосудов или аппаратов) рекомендуется выполнять с применением
мегодичесхих рекомендаций, приведенных в Приложении В настоящего стандарта.

- установленный и фактический на момент аварии режимы функционирования объекта (узла);

Показания должностных лиц и очевидцев аварии должны быть документально оформлены и
приложены к акту.

Расчет ущерба прилагается к акту расследования.

По поручению председателя комиссии по техническому расследованию причин аварии
представленные документы по расчету ущерба, причиненного аварией, могут быть направлены в
соответствующие экспертные организации для получения заключения.

Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии по техническому
расследованию причин аварии. При отказе члена (членов) комиссии от подписания акта
расследования к указанному документу прилагают его (их) особое мнение с аргументированным
обоснованием отказа.

Не позднее трех рабочих дней после окончания расследования аварии ЭО необходимо
материалы расследования направить в адрес:

По решению председателя комиссии или мотивированным запросам соответствующих органов
и организаций в течение трех рабочих дней после получения запроса информация о причинах
возникновения аварий и принимаемых (принятых) мерах по их устранению должна быть направлена
эксплуатирующей организацией в:

Письменная информация о выполнении мероприятий, предложенных комиссией по
техническому расследованию, в течение десяти рабочих дней после окончания сроков выполнения
каждого пункта указанных мероприятий представляется руководителем эксплуатирующей
организации в территориальный орган Ростехнадзора, вышестоящую организацию, органы и
организации, представители которых участвовали в техническом расследовании причин аварии.

ОПО Единой системы газоснабжения — также е орган, уполномоченный на организацию мониторинга
факторов, влияющих на устойчивость функционирования ЕСГ, организацией — собственником ЕСГ.

Журнал учета аварий следует хранить в ПДС эксплуатирующей организации и вести
ответственному работнику ПДС.

Примечание — Руководитель подразделения эксплуатирующей организации, на объекте которой
произошла авария, получивший информацию об аварии, при наличии пострадавших обязан обеспечить срочное
оказание первой помощи, а при необходимости — доставку в учреждение скорой медицинской помощи или
любое иное лечебно-профилактическое учреждение. Если при аварии пострадали посторонние лица, то
руководителю подразделения, кроме оказания незамедлительной медицинской помощи, следует принять меры
по установлению личности пострадавшего (пострадавших) и извещению о несчастном случав по месту
жительства (месту работы, учебы, пребывания на отдыхе и т. д.) пострадавшего.

в. 1.2 Осуществить финансирование расходов на техническое расследование причин аварии,
инцидента (проведение экспертиз, лабораторные исследования и т. д.).

- выделить необходимые материально-технические средства для обеспечения нормальной
работы комиссии (средства связи, транспорт, спецодежду, жилье, измерительные приборы, средства
индивидуальной защиты и т. д.):

Ответственность за обеспечение и достоверность фиксации последствий аварии, а также
сохранность всех частей разрушившихся и поврежденных элементов до начала и в процессе
расследования возлагается на технического руководителя (главного инженера) организации
(производственного подразделения), на объекте которой произошла авария.

Примечание Для Единой системы газоснабжения — с учетом мнений соответствующих
функциональных подразделений организации — собственника ЕСГ. территориального подразделения органа
корпоративного контроля и надзора организации — собственника ЕСГ — в области промышленной безопасности
и обеспечения работоспособности объектов, органа корпоративного контроля и надзора организации —
собственника ЕСГ — в области охраны груда.

9.1.2Для расследования причин инцидентов приказом руководителя организации,
эксплуатирующей ОПО. создают комиссию.

принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.

 

 

 

 

Классификация аварий и инцидентов

А. 1 Классификация аварий

А.1.1 По видам объектов, потерпевших аварию:

А.1.2 По внешним проявлениям:

А.1.3 По видам аварийного разрушения (излома):

А.1.4 По причинам возникновения аварий:

а) выполнение работ в охранной зоне без разрешения эксплуатирующей организации;

б) несоблюдение требований к содержанию охранной зоны ЛЧ МГ (отсутствие
опознавательных знаков закрепления трассы, отсутствие расчистки трассы от древесно-
кустарниковой растительности, отсутствие контроля глубины заложения трубопровода):

в) нарушения требований действующих нормативных документов;

г) нарушение порядка проведения огневых и газоопасных работ:

д) ••человеческий фактор» (ошибки исполнителей при проектировании, строительстве,
проведении технического обслуживания, ремонта);

е) отсутствие или неэффективность производственного контроля за соблюдением
требований в области ПБ и ОТ:

а) проявление строительных дефектов:

б) механические повреждения при эксплуатации:

в) дефекты труб;

г) дефекты оборудования заводской поставки:

д) дефекты соединительных деталей;

е) нарушения условий и режимов эксплуатации;

ж) наружная коррозия:

з) коррозионное растрескивание под напряжением;

и) внутренняя коррозия и эрозия;

к) стихийные бедствия:

л) прочие.

А.1.5 По физической природе (происхождению) аварии:

а) отступление от проектного решения;

б) отступление от правил строительства, ремонта:

в) механические повреждения труб, деталей, оборудования в процессе строительства,
ремонта;

г) дефекты монтажного сварного соединения:

а) строительными машинами, механизмами:

б) транспортными средствами, падающими грузами, деревьями и т. д.;

в) при выполнении ремонтных операций, врезке под давлением:

г) взрывной волной, осколками металла, балластирующего устройства, выброшенным
грунтом, пламенем загоревшегося продукта вследствие неконтролируемого взрыва,
выброса:

а) дефект основного металла;

б) дефект заводского сварного соединения:

в) дефекты прочих деталей оборудования:

а) ошибки, допущенные при управлении технологическими процессами и режимами:

б) нарушения правил эксплуатации оборудования и технических устройств;

а) грунтовая коррозия (коррозия в зоне переменного смачивания, коррозия под
воздействием макрокоррозионных элементов}:

б) электрокоррозия;

в) коррозия под защитным покрытием:

а) эрозионный износ;

б) внутренняя коррозия из-за воздействия агрессивных транспортируемых сред:

в) сероводородная коррозия;

г) внутреннее коррозионное поражение «застойных зон» трубопроводной системы;

а) селевой поток;

б) оползень;

в) паводок;

г} землетрясение:

д) просадка или пучение (в том числе — мороэобойное) грунта;

е) разряд молнии;

ж) растепление вечномерзлых грунтов и т. д.;

а) применение трубной продукции, не соответствующей проектной;

б) усталостные и иные явления, связанные со структурной деградацией металла;

в) потеря герметичности фланцевых соединений;
г} высокотемпературные деформации и т. д.

А.1.6 По последствиям аварий:

А.2 Классификация инцидентов
А.2.1 Причины инцидентов.

Причинами инцидентов на объектах на ЕСГ и РСГ могут быть:

А.2.2 Характерные виды инцидентов:

Органы, организации и службы, представителей которых привлекают в комиссии

по расследованию аварий на объектах Единой системы газоснабжения от
организации — собственника Единой системы газоснабжения —
и специализированных инженерных организаций

При расследовании аварии на ЕСГ в состав комиссии от вышестоящей и специализированных
инженерных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации включают
представителей:

а) функциональных подразделений (департаментов, управлений):

б) головного научно-исследовательского института в газовой промышленности, а при
необходимости — других организаций, специализирующихся в области расследования
аварий данного вида:

в) центральной специализированной лаборатории и территориального подразделения
органа корпоративного контроля и надзора организации — собственника ЕСГ — в
области промышленной безопасности и обеспечения работоспособности объектов, на
подконтрольном объекте которого произошла авария:

г) органа корпоративного контроля и надзора организации — собственника ЕСГ — в
области охраны труда — при несчастном случае (тяжелом, групповом, а также со
смертельным исходом), происшедшем в результате аварии:

а) от организаций — изготовителей труб, арматуры, сосудов, аппаратов, деталей и иного
оборудования (в том числе — импортного), а также от соответствующих организаций
Министерства металлургии Российской Федерации — при предположении, что причиной
отказа явились дефекты изготовления указанных изделий или труб;

б) от строительно-монтажных организаций — при предположении, что причиной аварии
явился брак строительно-монтажных работ;

в) от проектной организации — при предположении, что причиной аварии явились
недостатки проекта, или в случае необходимости выполнения поверочных расчетов
конструкций.

 

 

 

 

Методические рекомендации по техническому расследованию причин разрушения
в результате аварии участка газопровода или другого опасного производственного
объекта, работающего под внутренним давлением

В.1 Общие положения

В.1.1 Расследование причин разрушения объекта производится комиссией непосредственно на
месте разрушения или на специально оборудованной площадке (стенде), если участок с
разрушением или его основные составляющие транспортированы с места разрушения.

в.1.2.1 Визуально изучить изломы всех доступных фрагментов разрушенного участка, отмечая
для каждого из них:

в.1.2.2 По результатам визуального обследования изломов фрагментов разрушения принять
план поиска по установлению очага разрушения или наиболее вероятного очага разрушения (при
отсутствии явных признаков очага разрушения или. наоборот, при наличии двух и более вероятных
очагов разрушения).

В.1.2.4 После изучения участка излома с очагом разрушения установить причину (или наиболее
вероятную причину) разрушения.

Как правило, разрушение газопровода протекает в следующей последовательности:

В.2 Определение общего характера разрушения

вязко-хрупкое чередующееся разрушение, распространение трещины у которого
характеризуется чередованием участков вязкого и хрупкого изломов.

В.2.Э Общий характер разрушения можно дополнительно оценить по траектории
распространения трещины.

Вязкое разрушение, не считая стадии остановки и вторичных разрывов, ответвляющихся от
«магистральной трещины», распространяется, как правило, вдоль образующей газопровода с
незначительными отклонениями от прямолинейного движения, а кромки разрыва образуют
беспорядочные гофры вследствие их пластического удлинения в процессе раскрытия контура трубы
при разрушении.

Хрупкое разрушение распространяется, как правило, по волновой траектории, при этом контур
трубы раскрывается не так значительно, как при вязких разрушениях.

Разрушения с чередующимися изломами имеют элементы прямолинейного и волнового
распространения трещины.

В.2.4 Наиболее объективными показателями характера разрушения являются изломы,
образованные распространяющимися трещинами.

На Рисунке В.1 показаны типы изломов, представляющие самую протяженную стадию
разрушения — стадию распространения трещины.

Из вязких изломов характерными являются типы 1 и 2, по которым следует оценивать общий
характер разрушения. Излом типа 3 не определяет характер разрушения, т. к. представляет
распространение трещины на стадии остановки разрушения и вторичного дорыва металла.

Из хрупких изломов характерным является излом типа 4 с различными по толщине «губами
среза». Изломы типа 5. обычно незначительные по протяженности, встречаются только на весьма
хрупких участках, например, при разрушении вдоль сварных швов или при пересечении их
распространяющейся трещиной.

Таким образом, оценка общего характера разрушения сводится к определению типа излома,
представляющего наиболее протяженные участки разрушения — участки, образованные
распространением трещины. Общий характер разрушения следует зафиксировать в акте
технического расследования согласно классификации, приведенной в 8.2.2.

В.2.5 Чтобы исключить из анализа участки с изломом типа 3 (см. Рисунок В. 1), необходимо знать
механизмы остановки разрушения.

Прекращение распространения магистральной вязкой трещины по газопроводу происходит по
одному из четырех типов, показанных на Рисунке В.2:

Наиболее часто встречаются остановки распространяющейся по газопроводу трещины
винтовым торможением (тип II) и раздвоением трещины (тип III). Природа их однотипна: при
отклонении трещины от своего прямолинейного движения в месте перегиба возникает вторичная
трещина (надрыв металла), которая под действием расширяющегося газа распространяется по
спирали, огибая трубу со стороны, диаметрально противоположной стороне распространения
первичной трещины.

Отклонение вязкой трещины от своего прямолинейного движения вдоль газопровода чаще всего
происходит в месте изменения направления максимальных напряжений в трубе, которое связано с
пластическим изгибом (переломом) нитки газопровода в процессе разрушения. Поскольку
большинство разрушений газопроводов происходит по одной из нижних образующих, реактивная
струя газа, выходящая из очага разрушения, изгибает вверх нитку газопровода и переламывает ее в
защемлениях грунта. Трещина, достигнув переломанных мест, искривляется и происходит остановка
разрушения по механизмам типа II или III (см. Рисунок 8.2).

Остановка разрушений типа II и III также характерна для газопроводов из спиральношовных
труб, независимо от того, по какой образующей распространяется трещина. В спиральношовных
трубах вследствие несимметричности пластической деформации спирально текстурированного
металла перед вершиной продольно распространяющейся трещины возникают условия для поворота
трещины вдоль или поперек текстуры, а также вдоль спирального шва.

Остановка разрушения по механизму типа IV (см. Рисунок 6.2) характерна для газопроводов из
прямошовных труб при распространении трещины по верхней образующей. В этом случае кольцевой
сварной шов разрушается раньше, чем его достигнет вершина вязкой трещины. Происходит это
потому, что впереди вершины вязкой трещины с той же высокой скоростью трещины
распространяется иэгибная волна, а перед вершиной трещины движется область пластической
деформации металла с продольными растягивающими напряжениями. Металл кольцевого сварного
шва не всегда выдерживает высокоскоростную деформацию сначала изгиба, а затем растяжения и
разрушается раньше, чем его достигнет вершина вязкой трещины. При этом механизме разрушение
вдоль газопровода прекращается: трещина не переходит на соседнюю трубу.

При остановках разрушения по механизму типа IV случается, что кольцевой сварной шов
разрушается полностью или на значительном протяжении своего периметра и в его изломе
обнаруживают различные сварные дефекты, которые ошибочно принимаются за очаги разрушения.
Такие дефекты не следует принимать за очаги разрушения, в том числе и потому, что трещина (даже
хрупкая или весьма хрупкая) по кольцевому сварному шву не может повернуть на продольное
распространение вдоль трубы, тем более под прямым углом. Для распространения вязкой трещины
вдоль трубы необходимо, чтобы очаговая трещина была определенной длины (критическая длина
трещины), которая, по крайней мере, на порядок больше толщины стенки. Для распространения
вязкого разрушения необходима очаговая трещина длиной порядка 250 мм и более, для хрупкого
разрушения достаточно трещины длиной 50 мм.

В.З Определение очага разрушения

Такие металлургические дефекты, как расслоения или осевая химическая неоднородность
(ликвация, сегрегация), часто приводящие к расщеплению металла при вязком разрушении, не
могут являться причинами разрушений потому, что. как правило, не уменьшают несущую толщину
стенки. Только множественное расслоение металла может привести к разрушению по типу «е» (см.
Рисунок В.З).

Тем не менее, наличие расслоений в изломах разрушенного участка следует указывать в акте
как характеристику качества металла. При этом следует отличать расслоения от так называемых
расщеплений, которые образуются в текстурированных металлах (горячекатаных и особенно в сталях
контролируемой прокатки) на поздних стадиях пластического разрушения. Расслоения, как правило,
более раскрытые за счет утяжки по плоскости расслоения. Расщепления —- узкие (менее раскрытые),
при их образовании практически не происходит утяжка по плоскости расщепления. Расщепления не
являются признаком металлургического дефекта.

Расслоения и текстурированность металла могут особенно проявляться при остановках
разрушения по механизмам, связанным с отклонением трещины (см. Рисунок 6.2,тилы II и III), а также
при вторичных распространениях трещин от надрывов их от магистральной трещины. При этом излом
типа 3 (см. Рисунок В.1) превращается в ступенчатый рваный излом, принимаемый иногда за очаг и.
как следствие, за причину разрушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пол ноп мо

ИЛИ почти
ПОЛНОСТЬЮ
сдвиговой
излом на
сгадии

остановки или
егоричноегь
распространен»
трещин от налрывов

Хрупким

излом

без шевронного
узора

(обычно вдоль
сварною шва)

Рисунок В. 1 — Типы изломов, образованные распространением трещины

 

 

I — остановка без изменения направления трещины: II — винтовое торможение трещины:

ill — раздвоение трещины; IV— опережающий разрыв поперечного стыка на пути движущейся трещины

 

Рисунок В.2 — Типы остановок вязких разрушений

Другие единичные металлургические дефекты, имеющие незначительные размеры, такие как
каверны, обычно также не являются причиной разрушения, т. к. не имеют достаточной длины для
начала самопроизвольного распространения вязкой трещины по газопроводу. Это относится и к
таким сварочным дефектам, как единичные поры или шлаковые включения.

В.Э.4 Наиболее характерные дефекты, приводящие к разрушению.

В.3.4.1 Продольная трещина или группа продольных трещин типа ’а” (см. Рисунок В.З. схема а)
коррозионного растрескивания под напряжением (КРН). Трещины КРН образуются с наружной
поверхности труб е местах с отслоившейся или поврежденной изоляцией. Трещины КРН
перпендикулярны поверхности металла, гладкие на вид и окрашены в черный цвет. Трещины КРН
несквозные, но часто глубоко проникают в металл, поражая до 80% толщины стенки. Излом с
трещиной КРН обычно дополнен плоскостью среза под углом приблизительно 45* (или 135°) к
поверхности металла, образованной при дорыве. и утяжкой с внутренней поверхности трубы, к
которой примыкает эта плоскость среза. Если разрушение происходит от группы трещин КРН. то
между трещинами находятся участки обычного вязкого разрушения, из-за чего очаг разрушения в
плане выглядит ступенчатым. Трещины, которые образовали очаг разрушения, часто
сопровождаются другими продольными трещинами КРН, разбросанными по наружной поверхности
труб и не связанными с очагом разрушения (т. н. 'сопутствующими трещинами').

Бывает, что трещина при своем распространении пересекает другие группы трещин КРН в этой
или соседних трубах, образуя такие же по характеру изломы. В этом случае наиболее вероятным
очагом разрушения считается тот, в изломе которого трещины КРН самые глубокие и протяженные.

Трещины КРН продольны к оси трубы, в том числе в спиральношовных трубах.

Трещины КРН встречаются в основном металле труб и в околошовных зонах продольного
сварного соединения прямошовных труб. Опыт расследований разрушений газопроводов показывает,
что часто разрушение по причине КРН происходит приблизительно в 250 мм от продольного
заводского сварного шва. хотя считать это характерным признаком КРН не рекомендуется. Признаки
интенсивной общей или язвенной коррозии в очаговых зонах разрушений от КРН. как правило,
отсутствуют.

Участками трубопроводов, наибопее предрасположенными к КРН. являются начальные (после
КС) участки выкидных линий, подземные переходы через водные преграды, низины, овраги, участки с
периодическим увлажнением грунтов, места поворотов, спусков и подъемов.

Разрушение от КРН в подавляющем большинстве случаев происходит по образующим нижней
половины трубы, где наблюдаются наибольшая обводненность грунта и отслоения изоляции, хотя
зафиксированы случаи КРН по боковым и верхним образующим трубы.

Зафиксированы также случаи, когда растрескивание металла и разрушения от этого
растрескивания происходят в кольцевом направлении. Это случается на участках газопровода с
большими изгибающими напряжениями (на переходах через овраги, на оползневых участках).

Трещины КРН развиваются в процессе эксплуатации, поэтому разрушение от КРН наступает
обычно не менее, чем после 6 лет эксплуатации газопровода.

В.3.4.2 Коррозионные трещины от воздействия кислых сред перекачиваемого продукта тип "б*
(см. Рисунок В. 3. схема б) представляют собой в изломе очага разрушения ступенчатый разрыв
металла, примыкающий к внутренней поверхности трубы. Дорыв обычно происходит наружу, образуя
плоскость среза и утяжку наружной поверхности трубы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.3.4.3 Трещины типа "е" (см. Рисунок В. 3. схема е). наиболее трудно распознаваемые в
качестве очага разрушения, реже встречаются в основном металле труб и чаще в околошовных зонах
продольного сварного соединения, при зтом внутренний и наружный сварные швы обычно смещены
таким образом, что точки перехода сварного шва к основному металлу находятся на перпендикуляре
к поверхностям трубы. Несмотря на то. что такие изломы полностью волокнистые, у них отсутствует
утяжка металла с наружной и внутренней сторон трубы. Такие изломы характеризуют разрушение
металла в так называемых условиях 'плоской деформации", что практически приравнивает их к
хрупким разрушениям. Природа этих разрушений под воздействием напряжений ниже предела
текучести металла недостаточно изучена, однако подобные разрушения, как правило, связаны с
дефектами металла или другими концентраторами напряжений. Например, разрушение основного
металла труб по этому типу может быть связано с множественным расслоением. Более частым
разрушениям с изломом по типу "в" (см. Рисунок 8.3) в околошовной зоне заводского сварного
соединения способствуют подрезы, несплавления по кромке и резкие переходы от усиления шва к
основному металлу трубы. По указанным признакам и следует определять очаг разрушения. Причину
таких разрушений целесообразно устанавливать после лабораторных исследований металла в очаге
разрушения.

В.3.4.4 При хрупком разрушении с изломом по типу 'г“ (см. Рисунок 8.3, схема г) очаг
разрушения определяется по схождению шевронного узора. Необходимо при этом помнить, что
острие шевронного узора направлено в сторону, противоположную направлению распространения
хрупкой трещины. По шевронному узору излома хрупкого разрушения или хрупких участков
чередующегося разрушения можно проследить направление распространения трещины от любого
рассматриваемого участка до очага разрушения. Следует оговориться, что термин «хрупкое
разрушение» стальных труб не отражает полностью физическое понятие хрупкого разрушения
твердых материалов, таких как стекло или чугун. Об этом свидетельствуют 'губы среза',
примыкающие к поверхностям разрушаемого металла, и шевронный узор. На самом деле это
принятый технический термин разрушения стали с преимущественно кристаллическим изломом и с
незначительной пластической деформацией, предшествующей разделению металла. Пластическая
деформация стали при таком хрупком разрушении настолько мала, что для распространения хрупкой
трещины по газопроводу достаточно упругой энергии металла трубы и не требуется энергии
расширяющегося газа, как для вязкого разрушения. Скорость хрупкой трещины настолько велика, что
не успевает произойти снижение давления газа (скорость декомпрессии газа в несколько раз ниже
скорости хрупкой трещины), и распространяющаяся вершина хрупкой трещины находится под
полным (или почти полным) давлением газа. Хрупкая трещина не имеет возможности остановиться в
газопроводе до тех пор. пока ей не попадется участок (труба), на котором она перейдет в вязкое
распространение с возможностью остановиться по одному из механизмов, приведенных на Рисунке
В. 2. Чем хрупче разрушение, тем хуже улавливается шевронный узор в изломе. На весьма хрупких
участках разрушения, например в очаге хрупкого разрушения в сварных швах, шевронный узор
вообще не улавливается. Таким образом, при хрупком разрушении газопровода вывод о
недостаточной хладостойкости металла труб является вполне приемлемым для данных
температурных условий эксплуатации и независимо от причины разрушения. Если очаг разрушения
хрупкий, а распространение трещины вязкое, то данный участок металла трубы в этом очаге имел
недостаточную хладостойкость.

В.3.4.5 Очаг разрушения с очагом типа п (см. Рисунок В. 3. схема д). излом которого
характеризуется очень сильной утяжкой, снижающей толщину стенки вдвое и более, свидетельствует
о местном нагреве металла до температуры порядка 550 °С и выше. Обычно это происходит при
нагреве металла открытым пламенем, например, при разрушении обвязки компрессорной, когда
разрушение одной трубы с возгоранием газа приводит к нагреву других элементов обвязки,
продолжающих оставаться под давлением.

В.3.5 Поиск очага разрушения практически осуществляется по следующему плану: обследуя
каждый конкретный фрагмент (кусок) разрушенного участка по излому, исключая при этом на время из
рассмотрения изломы по типу 3 (см. Рисунок В.1), относящиеся к стадии остановки магистральной
трещины и распространению вторичных трещин, устанавливается тип распространения магистральной
трещины на этом фрагменте (вязкий по типам 1 и 2 или хрупкий по типу 4 — Рисунок В.1) и выявляются
участки излома (если таковые имеются), соответствующие изломам очагов разрушения,
представленных на Рисунке В.З. Если таковые обнаружены, они отмечаются (пока "в памяти') как
возможные очаги разрушения.

Примечание — При определении возможных очагов разрушения следует руководствоваться
следующими соображениями:

Очаг разрушения на участках с распространением вязкой трещины следует определять по
характерным изломам, показанным на Рисунке 8.3. При вязких разрушениях очаг разрушения часто
связан с дефектами металла, уменьшающими толщину стенки (трещины КРН. коррозионные
повреждения металла, задиры, царапины и т.д.). Кроме того, очаги вязкого разрушения часто
находятся в околошовных зонах сварных соединений, в том числе без видимых дефектов в изломе
тип "в", (см. Рисунок В. 3. схема е).

Встречаются хрупкие очаги разрушения тип "а* (см. Рисунок В. 3. схема г) с вязким
распространением трещины.

Установив на каждом фрагменте разрушенного участка возможные очаги разрушения, следует
определить наиболее вероятный очаг разрушения. Обычно (но не всегда) он в наибольшей степени
поражен дефектами или повреждениями металла. При хрупком разрушении очаг разрушения,
безусловно, определяется в месте схождения шевронного узора, независимо от дефектов,
обнаруженных в хрупких изломах на протяжении всего разрушения. Если при вязком разрушении
визуально не выявлены дефекты в изломах, которые могли стать причиной разрушения, то наиболее
вероятный очаг разрушения следует определять по участкам с прямым изломом, перпендикулярным
поверхности металла — типы "е”и "г", (см. Рисунок В. 3. схемы в и а).

Наиболее вероятный очаг разрушения следует проверить по "логике' разрушения, изложенной в
В.1.3 применительно к расследуемому разрушению, отслеживая схему: "образование сквозной
трещины' "распространение трещины' -> ’остановка разрушения’ -> "вторичные разрывы' ->
'деформирование отлетевших фрагментов разрушенного участка". После этого следует дать
объяснения другим возможным очагам разрушения, отмеченным на начальном периоде
расследования, в том, что они не являются истинными очагами разрушения, а представляют собой
разновидности изломов, образованных распространением трещины. Если все отмеченные ранее
другие возможные очаги разрушений объясняются особенностями образования излома при
распространении трещины, наиболее вероятный очаг разрушения принимается за 'истинный", и по
его излому устанавливается или предполагается причина разрушения.

Для подтверждения местонахождения очага разрушения, кроме изломов и дефектов металла,
можно воспользоваться другими признаками, такими как:

Находящиеся в очаге разрушения дефекты и повреждения металла также должны быть
измерены и зафиксированы в акте, независимо от того, являются ли они допустимыми или нет.

Ниже приведен пример обследования типичного разрушения участка газопровода по причине
коррозионного растрескивания под напряжением («стресс-коррозии»).

Ход обследования фрагментов разрушения, поиска очага разрушения и установления причины
разрушения приведен на Рисунке В.4.

Л

 

Рисунок В.4 — Пример обхода фрагментов разрушенного участка газопровода с целью изучения
изломов и определения причины разрушения (последовательность обхода фрагментов может быть

любая)

В Таблице В.1 приведен пример поиска очага разрушения и установления причины разрушения
по изучению изломов на фрагментах разрушения, схема последствий которого показана на
Рисунке В.4.

Таблица В.1

Объект

обследования

Соображения и выводы по обследованию

Фрагмент № 1

Кромки разрыва В и Г с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1) исключаются из
рассмотрения, т. к. они образованы на стадии остановки разрушения раздвоением
трещины по механизму типа III (см. Рисунок В.2).

Кромка разрыва А с изломом типа 3 (см. Рисунок В.1) также исключается из
рассмотрения, т. к. она образована вторичной трещиной.

Смежные кромки разрыва Б и Д с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1),
образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.

На всем протяжении распространения магистральной трещины (кромки разрыва
Б и Д) не обнаружены участки, которые можно отнести к очагам разрушения с
изломами, классифицированными на Рисунке В.З.

Фрагмент № 2

Кромки разрыва Е и 3 с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1), образованные
распространением вторичных трещин, исключаются из рассмотрения.

Смежные кромки разрыва Ж и И с изломами тила 1 (см. Рисунок В.1),
образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.

На кромках разрыва Ж и И имеется участок, примыкающий к продольному
заводскому шву, с изломом, похожим на тип ’в" (см. Рисунок В.З). который можно
принять за возможный очаг разрушения.

Фрагмент № 3

Кромки разрыва К и М с изломами типа 3 (см. Рисунок 8.1), образованные
распространением вторичных трещин, исключаются из рассмотрения.

Смежные кромки разрыва Л и Н с изломами типа 1 (см. Рисунок 8.1),
образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие.

На кромках разрыва Л и И имеется участокс изломом, соответствующим типу 'а'
(см. Рисунок 8.3), который можно принять за возможный очаг разрушений от трещин
КРН. тем более что они обнаружены в изломе, а их скопления обнаружены на
наружной поверхности, прилегающей к этому участку.

Фрагмент N9 4

Кромки разрыва О и П с изломами типа 3 (см. Рисунок 8.1) исключаются из
рассмотрения, т. к. они образованы на стадии остановки разрушения раздвоением
трещины по механизму типа III (см. Рисунок В.2).

Кромка разрыва С с изломом типа 3 (Рисунок 8.1) также исключается из
рассмотрения, т. к. она образована распространением вторичной трещины.

Смежные кромки разрыва Р и Т с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1),
образованные распространением магистральной трещины, по характеру вязкие. На
всем протяжении распространения магистральной трещины (кромки разрыва Р и Т)
не обнаружены участки, которые можно отнести к очагам разрушения с изломами,
классифицированными на Рисунке В.З.

 

 

Продолжение Таблицы В. 1

Объект

обследования

Соображения и выводы по обследованию

Фрагмент № 5

Кромки разрыва У и X с изломами типа 3 (см. Рисунок В.1) исключаются из
рассмотрения, т. к. они образованы распространением вторичных трещин.

Смежные кромки разрыва Ф и Ц с изломами типа 1 (см. Рисунок В.1),
образованные распространением магистральной трещины, ло характеру вязкие.

На кромках разрыва Ф и Ц имеется участокс изломом, соответствующим типу V
(см. Рисунок 6.3). с глубокими и протяженными трещинами КРН в самом изломе и
на наружной поверхности трубы. Этот участок излома ло наибольшей
поврежденности металла растрескиванием можно уже до анализа отнести к
наиболее вероятному очагу разрушения.

Анализ
результатов
обследований
всех доступных
фрагментов
разрушения

Общий характер разрушения вязкий, т. к. изломы, образованные
распространением магистральной трещины, на всех рассмотренных фрагментах
разрушения вязкие.

Имеются три участка излома, которые можно отнести к возможным очагам
разрушения, причем один из них на кромке разрыва фрагмента No 5 относится к
наиболее вероятному очагу.

Рассуждаем: если очаг разрушения фрагмента No 5 принять за наиболее
вероятный, то следует еще раз обследовать другие возможные очаги разрушения,
отмеченные при первичном обследовании (в данном примере очаги на фрагментах
No 2 и No 3), и убедиться в том. что они только похожи на очаги разрушения, а на
самом деле представляют собой разновидности изломов, образованные
распространением магистральной трещины. В противном случае, если не находится
достаточно убедительных доводов, что повторно обследованные другие очаги
разрушения образованы распространением трещины. а являются
самостоятельными очагами разрушения (или хотя бы один из них), необходимо
пересмотреть первоначальное представление о данном разрушении с новым
очагом разрушения или рассмотреть процесс разрушения с двумя (или более при
хрупком разрушении) очагами разрушения. Многоочаговый процесс разрушения
имеет место, когда упругий импульс при образовании одного очага разрушения
вызывает разрушения в других ослабленных местах данного участка трубопровода.

Установление

причины

разрушения

На основании данных обследования фрагментов разрушения и последующего их
анализа устанавливается и фиксируется в акте очаг или наиболее вероятный очаг
разрушения.

После обмера габаритов очага разрушения и дефектов (или повреждений)
металла в этом очаге (если таковые визуально могут быть обнаружены)
определяется характер этих дефектов и устанавливается или предполагается
причина разрушения, что фиксируется в акте.

 

 

 

Окончание Таблицы В. 1

Объект

обследования

Соображения и выводы по обследованию

Установление

причины

разрушения

Если причину разрушения не удается определить по виду излома в очаге
разрушения, например, при отсутствии явных дефектов или повреждений в изломе
(чаще всего это бывает в очагах разрушения типа '& * и “а* (см. Рисунок В.З). или у
комиссии возникают сомнения по установлению причины разрушения, то в акте
указывают предположительную причину разрушения, а металл из очага разрушения
или его части направляют для лабораторных исследований.

8 рассматриваемом примере, убедившись по разным признакам, что возможные
очаги разрушения в изломах фрагментов № 2 и № 3 на самом деле являются
разновидностями изломов, образованных распространением магистральной
трещины, начинавшейся от наиболее вероятного очага разрушения,
расположенного на фрагменте N9 5. приходим к выводу, что очаг данного
разрушения находится на фрагменте № 5, и устанавливаем причину разрушения:
коррозионное растрескивание под напряжением основного металла трубы.

 

 

 

 

 

Форма акта технического расследования инцидента на объектах Единой
и региональных систем газоснабжения Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ
Главный инженер
(технический руководитель)
эксплуатирующей организации

АКТ

технического расследования инцидента происшедшего

(число, месяц, год. московское время)

(фамилия, инициалы, должность)

Члены комиссии:

(фамилии, инициалы, должности)

В этом разделе наряду с данными о времени (московском) ввода объекта в эксплуатацию, его

местоположении необходимо указать регистрационный номер объекта и дату его регистрации,
наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации
объекта, проектные данные и соответствие проекту: указать изменения проекта и их причины: дать
заключение о состоянии объекта перед инцидентом; режим работы объекта (оборудования) до
инцидента (утвержденный, фактический, проектный); указать, были ли ранее на данном участке
(объекте) аналогичные инциденты (аварии) и выполнение разработанных мероприятий по их
предотвращению.

Описывается технологический процесс и процесс труда, действия обслуживающего персонала и

должностных лиц. Излагается последовательность событий, предшествовавших инциденту.

Описываются обстоятельства инцидента и сценарий его развития, указывается, какие факторы
привели к инциденту и его последствиям.

На основании изучения технической документации, осмотра объекта инцидента, опроса
очевидцев и должностных лиц, экспертных заключений комиссия делает выводы о причинах
инцидента.

Излагаются меры по ликвидации последствий инцидента и предупреждению подобных случаев,
сроки выполнения мероприятий по устранению выявленных причин инцидента с указанием
исполнителя.

6 этом разделе указываются лица, допустившие нарушения требований по эксплуатации, а
также норм и правил безопасности, которые привели к инциденту. При этом указывается, какие
требования нормативных документов не выполнены или нарушены конкретным лицом.

Ущерб от инцидента рассчитывается с учетом следующих составляющих:

год).

Подписи

Председатель

(фамилия, инициалы, должность)

Члены комиссии:

(фамилии, инициалы, должности)

Библиография

(1| Надежность систем энергетики. АН СССР. Терминология. М.: Наука. 1980. Выл. 95.

сооружений, их частей и конструктивных элементов на территории
Российской Федерации

Госгортехнадзора России органам Госгортехнадзора информации об авариях аварийных

РД 08-204-98 утечках и опасных условиях эксплуатации объектов

магистрального трубопроводного транспорта газов и опасных
жидкостей

Госгортехнадзора России опасных производственных объектах

РД 03-496-02

УДК 502:622.279.23/.4(083.7) ОКС 75.020

Ключевые слова: авария, инцидент, техническое расследование. Единая система газоснабжения,
региональные системы газоснабжения

Подписано 8 печать 01.12.2014. Формат 60x84'/*.

Уел. печ. л. 5.12. Тираж32экз. Зак.4866.

Подготов пене на основе электронной версии, предоставленной разработчиком стандарта

ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»

123995 Москва. Гранатный пер.. 4.

 

 

wvm.goslinfo.ru
info@gosiinfo.ru

Впервые эта аббревиатура появилась во времена СССР, и расшифровывается она как Государственный Стандарт. Со временем количество госстандартов увеличилось, и за их несоблюдение нарушителям грозила уголовная ответственность. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению национальных стандартов.

ГОСТ - это государственный стандарт, свод сформулированных требований, предъявляемых государством к качеству и безопасности продукции, работ и услуг межотраслевого значения. Стандарты, подтверждающие, что они прошли проверку и отвечают всем требованиям безопасности, устанавливаются с учетом современных достижений науки, технологий и опыта.

Зачем нужен ГОСТ

ГОСТы призваны регламентировать, какие качества должны быть у продукции, вырабатываемой и продаваемой на территории конкретной страны. В наше время есть госстандарты, касающиеся любой отрасли промышленности и других сфер нашей жизни. Их задача – установить правила по изготовлению:

  • инструментов
  • продуктов питания
  • одежды и обуви
  • транспорта и всего того, без чего жизнь человека невозможна

В госстандартах указываются продукты, которые можно использовать, возможные методы производства, оборудование, на котором будет производиться изделие, технологии, по которым все это должно производиться, и т.д. Госстандарты, принятые в Российской Федерации, в своем названии, кроме аббревиатуры ГОСТ, имеют букву «Р». Это правила сертификации, на основании которых осуществляются самые разные процедуры, включая экспертизу, процессы и разные способы.

Обязательно ли соблюдать нормативы документа

Их соблюдение было обязательным до 1 сентября 2011 г. В то время считалось, что это поможет держать под контролем качество производимых товаров, а значит защищать здоровье и жизнь населения, животных, растений и пр. Однако с этого дня соблюдение ГОСТов не обязательно, оно носит добровольный характер.

Каждый может сам выбирать и покупать товары, по ГОСТу ли они выработаны или без них. И производитель может решить – изготавливать товар по ГОСТу или по ТУ. Но при этом придется учесть, что многие ГОСТы создавались в эпоху натуральной, а не модифицированной продукции. Но речь не о производственных и других сферах, напрямую касающихся жизни и здоровья людей, использовании стандартов для оборонной продукции или защиты данных, которые составляют государственную тайну или другой информации ограниченного доступа В РФ ГОСТы принимает Госстандарт России. В сфере строительства и промышленности, строительных материалов - Госстрой. Но современный мир пытается перейти на технические регламенты.

Отличие ГОСТ от других стандартов

  • ОСТ. Этот стандарт, который устанавливает требования к качеству продукта в конкретной сфере, разрабатывается там, где нет ГОСТов, или их требования нужно уточнять
  • ТУ. В ходе перехода экономики к рыночным отношениям в обиход вошли технические условия - ТУ. Их цель заключается в регламентировании производство продукции, не попадавшей под действие ГОСТа. Требования ТУ, создаваемых предпринимателями-производителями, не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов
  • Технический регламент. Он устанавливает обязательные условия хранения продукции, ее перевозки и продаж. Главное отличие ГОСТа от ТР заключается в том, что госстандарт характеризуется количественными параметрами выпускаемых изделий, а ТР – условиями применения готовой продукции

Похожие госты