ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протоннообменной мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах

Обозначение:
ГОСТ Р ИСО 14687-1-2012 Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протоннообменной мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах
Тип:
ГОСТ
Название:
Дата актуализации текста:
Дата актуализации описания:
71.100.20
Дата последнего изменения:
Дата завершения срока действия:
gost34437
gost_r_iso_14687-1-2012.docx PHPWord

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВО ВОДОРОДНОЕ

Технические условия на продукт

Часть 1

Все случаи применения, кроме использования
в топливных элементах с протонообменной
мембраной, применяемых в дорожных
транспортных средствах

ISO 14687-1:1999

Hydrogen fuel Product specification — Part 1: All applications except proton
exchange membrane (PEM) fuel cell for road vehicles
(IDT)

Издание официальное

Москва
Стандартинформ
2014

Предисловие

Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0—2012 (раздел 8).
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на
1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный
текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стан-
дарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее
уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размеща-
ются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерально-
го агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (gost.ru)

© Стандартинформ. 2014

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас-
пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническо-
му регулированию и метрологии

Содержание

Библиография

Введение

Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 14687-1:1999 «Топливо водо-
родное. Технические условия на продукт. Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения
топливного элемента с протонообменной мембраной (РЕМ) 8 дорожных транспортных средствах»
(ISO 14687-1:1999 Hydrogen fuel Product specification — Part 1: All applications except proton exchange
membrane (PEM) fuel cell for road vehicles).

Международная организация no стандартизации ИСО (The International Organization for
Standardization — ISO) является всемирной федерацией национальных организаций по стандартиза-
ции (членов ИСО). Разработка международных стандартов ИСО осуществляется техническими комите-
тами ТК (ТС). Каждый член ИСО имеет право быть представленным в технических комитетах.
Международные правительственные и неправительственные организации, взаимодействующие с ИСО.
также могут принимать участие в их работе. По всем вопросам стандартизации в области электротехни-
ки ИСО взаимодействует с Международной электротехнической комиссией — МЭК (International
Electrotechnical Commission IEC). Международные стандарты разрабатываются в соответствии с
правилами, приведенными в Директивах ИСО/МЭК, часть 3. Основной задачей технических комитетов
является подготовка международных стандартов. Проекты международных стандартов рассылаются
национальным комитетам-членам для голосования. Их опубликование в качестве международных стан-
дартов требует одобрения по меньшей мере 75 % комитетов-членов, принимающих участие в голосова-
нии.

Международный стандарт ИСО 14687:1999 разработан в 1999 г. Он был предназначен для всех
видов транспортных средств и всех областей применения водородного топлива (земля, вода, воздух,
космическое пространство). В 2008 г. в международный стандарт ИСО 14687:1999 была введена техни-
ческая поправка ИСО 14687:1999/Изм 2: 2008 «Топливо водородное. Технические условия на продукт.
Часть 1. Все случаи применения, кроме случая применения топливного элемента с протонной обменной
мембраной (РЕМ) для дорожных транспортных средств. Техническая поправка 2»
(ISO 14687:1999/Сог.2:2008(Е)], которая ограничивала его применение в части, касающейся использо-
вания водородного топлива для транспортных средств, оснащенных энергоустановками на топливных
элементах с протонообменной мембраной.

В 2009 г. был подготовлен и введен в действие отдельный международный стандарт
ИСО 14687-2:2009 «Топливо водородное. Технические условия на продукт. Часть 2. Применение для
топливных элементов с протонообменной мембраной (РЕМ) дорожных транспортных средств», пред-
ставляющий собой нормативный документ ИСО категории «Технические требования ИСО» (Technical
Specification TS) (ISO/TS 14687-2:2009 Hydrogen fuel — Product specification — Part 2: Proton exchange
membrane (PEM) fuel cells for road vehicles], который предназначается специально для транспортных
средств с электрохимическими генераторами на основе протонообменных мембран, устанавливающий
требования к двум новым сортам водородного топлива, имеющим специфические особенности.

Все документы, связанные с международным стандартом ИСО 14687, были подготовлены Техни-
ческим комитетом ISO/TC 197 «Водородные технологии».

С учетом внесенных изменений Технический комитет по стандартизации ТК 29 «Водородные тех-
нологии». входящий в национальную систему стандартизации Российской Федерации, разработал два
стандарта:

ГОСТ Р ИСО 14687-1—2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОПЛИВО ВОДОРОДНОЕ
Технические условия на продукт
Часть 1

Все случаи применения, кроме использования в топливных элементах с протонообменной
мембраной, применяемых в дорожных транспортных средствах

Hydrogen fuel. Product specification. Part 1. All applications except proton exchange
membrane fuel cells for road vehicles

Дата введения — 2013—07—01

В настоящем стандарте установлены параметры водородного топлива, определяющие его харак-
теристики и особенности применения, связанные с производством, хранением, транспортированием и
заправкой транспортных средств, эксплуатацией бытовых электроприборов и других устройств и сис-
тем, предназначенных для работы на этом виде топлива.

Настоящий стандарт может применяться для всех видов транспорта, за исключением транспор-
тных средств с электрохимическими генераторами на основе топливных элементов с протонообменной
мембраной (РЕМ).

В настоящем стандарте использованы следующие термины и определения:

Примечание — Газообразный водород обычно получают с использованием нефтехимических, термо-
химических технологий, солнечной энергии, электрохимических или биологических процессов.

Примечание — Сжижение осуществляется путем охлаждения, компрессии или с использованием дру-
гих способов, таких как магнигокалорический эффект.

Водородное топливо в соответствии с настоящим стандартом классифицируется по типам и со-
ртам:

Издание официальное

Ниже приводится классификация водородного топлива, связанная с областями его применения,
позволяющая потребителям по установленным критериям (тип, сорт) использовать это топливо с уче-
том его физико-химических свойств и стоимостных показателей.

Тип I. сорт А — топливо для двигателей внутреннего сгорания, использующихся в транспортных
средствах и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Тип I, сорт В — топливо для промышленного применения при производстве электроэнергии или в
качестве источника тепла.

Тип I, сорт С — топливо, используемое в наземных вспомогательных комплексах для воздушного
и космического транспорта.

Тип II, сорт С — топливо для бортовых двигательных установок воздушного и космического транс-
порта, нужд электроэнергетики и наземного транспорта.

Т ип III — топливо для бортовых двигательных установок воздушного и космического транспорта.

Примечания

Значения предельных характеристик, приведенные в таблице 1. определяют требования, приме-
няемые к каждому типу и сорту водородного топлива. Пробел указывает на отсутствие максимальной
предельной характеристики. Отстутствие максимальной предельной характеристики не означает нали-
чия или отсутствия данного компонента в топливе, а указывает на то, что в этом случае не требуется
проведения испытаний для оценки соответствия настоящему стандарту.

Поставщик обязан обеспечить проверку уровня качества водорода, используя общепринятую ме-
тодику. Может использоваться методика отбора образцов и контроля, описанная в 4.3.1,4.3.2 и в разде-
лах 5 и 6. Прочие процедуры контроля, не указанные в настоящем стандарте, допускаются по
договоренности между поставщиком и покупателем.

Проверка водородного топлива на соответствие техническим условиям представляет собой еди-
ный анализ или серию анализов, осуществляемых для оценки соответствия технологических процессов
производства водорода установленным требованиям качества. Такое испытание осуществляется пу-
тем проверки характеристик топлива, предоставленного поставщиком, или, если это необходимо, по-
средством анализа проб по методике, согласованной поставщиком и покупателем.

Проверка водородного топлива на соответствие техническим условиям может осуществляться по-
ставщиком или третьим лицом в лаборатории по согласованию между поставщиком и покупателем.

Требования к продукции на соответствие техническим условиям устанавливают необходимость
определения всех предельных характеристик водородного топлива.

Параграф

Характеристики
(анализ пробы)

Тип I

Тип II

Сорт С

Тип III

 

 

СортА

Сорт В

Сорт С

 

 

6.2

Чистота водорода (минимальная
объемная концентрация, %)

98.0

99,90

99,995

99,995

99,995

Таблица 1 — Значения предельных характеристик водородного топлива

В мкмоль/моль (р mol/mol), за исключением указанных случаев


Окончание таблицы 1

Параграф

Характеристики
(анализ пробы)

СортА

Тип I

Тил II

Сорт С

Тип III

 

 

 

Сорт В

СортС

 

 

6.3

Параводород (минимальная объ-
емная концентрация. %)

Н/О

Н/О

Н/О

95,0

95,0

Примеси (максимальное содержание)

Общее содержание газов

 

50

50

6.4

Вода (см3э)

Н/Ка

Н/К

b

Ь

6.5

Общее содержание углеводоро-
дов

100

Н/К

ь

b

6.6

Кислород

а

100

с

с

6.7

Аргон

а

с

С

6.7

Азот

а

400

ь

ь

6.7

Гелий

39

39

6.8

СОг

d

d

6.9

СО

1

d

d

6.10

Ртуть

0,004

6.11

Сера

2,0

10

6.12

Твердые частицы

f

е

е

е

Плотность

е

Примечание 1 — Н/О — Не определен.
Примечание 2 — Н/К—Отсутствие конденсата.

а — Смесь воды, кислорода, азота и аргона: максимальная объемная концентрация 1,9 %.

Ь — Смесь азота, воды и углеводорода: макс. 9 мкмоль/моль (рлю1/то1).

с — Смесь кислорода и аргона: макс. 1 мкмоль/моль (pmol/mol).

d — Общее содержание СО2 и СО: макс. 1 мкмоль/моль (цто1/то1).

е — По договоренности между поставщиком и покупателем.

f — Водород не должен содержать пыль, песок, грязь, смолы, масла или другие вещества в количестве, приво-
дящем к нанесению повреждений оборудованию топливо-заправочной станции или транспортному средству
(двигателю), потребляющему топливо.

 

Приемочные испытания партии представляют собой серию анализов по определению состава во-
дородного топлива или пробного образца из партии топлива, находящегося в системе хранения (контей-
нере).

Партию определяют по одной из следующих характеристик:

д) весь доставленный водород за одну отгрузку;

Количество образцов из партии должно соответствовать одному из следующих требований:

Необходимо, чтобы количество водорода в одной емкости для отбора пробы было достаточным
для анализа водородного топлива на соответствие значениям предельных характеристик.

В случае если одна проба не может содержать достаточное количество водорода для проведения
анализа, необходимого для оценки качества топлива, следует отобрать дополнительные образцы проб,
которые должны быть взяты из этой же партии при аналогичных условиях.

В случае поставки водорода в газообразном состоянии образцы проб должны быть репрезентатив-
ными и отбираться с использованием одной из следующих процедур:

Пробы испаренного жидкого водорода должны быть репрезентативны. Образцы проб могут быть
получены с использованием одной из следующих процедур:

Ниже приводятся характеристики, используемые для анализа, и единицы измерения:

а) объемная (мольная) концентрация, выражется в процентах (%);

б) содержание воды, измеряется в кубических сантиметрах на кубический метр (см33).

Примечание — Соотношение по перечислениям а) и Ь) составляет 10-6;

Для целей настоящего стандарта общее содержание углеводородов определяется в пересчете на
метан.

Для калибровки оборудования, используемого для определения предельных характеристик водо-
родного топлива, могут использоваться тарировочные газы стандартной концентрации.

По требованию потребителя топлива точность измерительного оборудования, используемого для
подготовки тарировочных образцов, должна соответствовать требованиям национальных стандартов.

Испытательное оборудование должно применяться в соответствии с инструкциями изготовителя.

Методы испытания, не указанные 8 настоящем стандарте, устанавливаются по договоренности
между поставщиком и покупателем.

Для измерения концентрации водорода используются следующие методики и оборудование:

Определение концентрации параводорода осуществляется просредством анализаторов тепло-
проводности, имеющихся в производственной системе поставщика.

Примечание — Промышленное использование водорода, как правило, не требует анализа на парасо-
держание. Испытание можно осуществить по договоренности между поставщиком и покупателем.

Для измерения содержания воды используются следующие методики и оборудование:

Примечание — Сильная струя может вызвать распыление воды;

Примечание — Другие соединения, содержащие кислород и водород в топливе, могут привести к оши-
бочным показаниям измерений; необходимо точно следовать положениям инструкции производителя для получе-
ния достоверных результатов измерения;

Для измерения общего содержания углеводорода (в пересчете на метан) используется следующее
оборудование:

Для измерения содержания кислорода используется следующее оборудование:

Для измерения содержания аргона, азота, неона и гелия используется следующее оборудование:

Примечание — Данный метод может использоваться не только для определения аргона, азота, неона и
гелия, но и для определения предельных характеристик других газообразных компонентов;

Для измерения содержания двуокиси углерода используется следующее оборудование:

Для измерения содержания окиси углерода используется следующее оборудование:

а) приборы, оснащенные детекторной трубкой, заполненной веществом-индикатором, изменяю-
щим свой цвет при вступлении в химическую реакцию. Степень точности зависит от правильности изме-
рений и расчетной погрешности трубки;

Для измерения содержания паров ртути используется следующее оборудование;

Для измерения содержания органических и неорганических соединений серы используется следу-
ющее оборудование:

Настоящий стандарт не устанавливает специальных требований по содержанию твердых частиц в
газообразном водороде. Уровень фильтрации водорода от твердых частиц в процессе транспортирова-
ния и хранения водорода определяется по договоренности между поставщиком и покупателем.

Для сокращения количества частиц в жидком водороде жидкость необходимо фильтровать во вре-
мя перекачки топлива.

Оборудование, обычно применяющееся для этой цели, устанавливается в систему транспортиро-
вания топлива и обеспечивает уровень фильтрации 10—40 мкм.

Водород является огнеопасным газом, а также может оказывать удушающее действие.

Процедуры отбора образцов и анализа водорода представляют повышенную опасность. Потреби-
тели водородного топлива должны быть знакомы с особыми физическими и химическими свойствами га-
зообразного водорода (GH2), жидкого водорода (1_Н2) и шугообразного водорода (SLH2).

В качестве средств обнаружения утечек газообразного водорода и наличия его пламени может
быть предложено использование красителей или одоранта. В тех случаях, когда возникают сложности с
применением данных средств, рекомендуется внедрение соответствующих систем обнаружения и кон-
троля. Введение примесей в водород в качестве средств обнаружения может быть несовместимым с та-
кими процедурами, как хранение водорода в гидридных элементах или использование его в топливных
элементах. До настоящего времени еще не обнаружен одорант, который бы растворялся в жидком водо-
роде и мог использоваться в технологической цепи поставок водородного топлива.

Библиография

[1] ASTM О 1946:1990 Standard Practice for Analysis of Reformed Gas by Gas Chromatography (Стандартная техни-
ка анализа нефтезаводского газа методом газовой хроматографии)

УДК 62-622:006.354 ОКС 71.100.20 ОКП 21 1420

Ключевые слова: водород, водородное топливо, транспортные средства, топливные элементы, безо-
пасность

Редактор А.В. Барандеее

Технический редактор Е.В. Беспрозеанная
Корректор М.В. Бучная
Компьютерная верстка В. И. Грищенко

Сдано в набор 29.07.2014. Подписано в печать 05.08.2014. Формат 60x84%. Гарнитура Ариал. Усл. печ. л. 1,40.
Уч.-изд. л. 1,25. Тираж 47 экз. Зак. 3054.

Издано и отпечатано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва. Гранатный пер.. 4.
www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru

Впервые эта аббревиатура появилась во времена СССР, и расшифровывается она как Государственный Стандарт. Со временем количество госстандартов увеличилось, и за их несоблюдение нарушителям грозила уголовная ответственность. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению национальных стандартов.

ГОСТ - это государственный стандарт, свод сформулированных требований, предъявляемых государством к качеству и безопасности продукции, работ и услуг межотраслевого значения. Стандарты, подтверждающие, что они прошли проверку и отвечают всем требованиям безопасности, устанавливаются с учетом современных достижений науки, технологий и опыта.

Зачем нужен ГОСТ

ГОСТы призваны регламентировать, какие качества должны быть у продукции, вырабатываемой и продаваемой на территории конкретной страны. В наше время есть госстандарты, касающиеся любой отрасли промышленности и других сфер нашей жизни. Их задача – установить правила по изготовлению:

  • инструментов
  • продуктов питания
  • одежды и обуви
  • транспорта и всего того, без чего жизнь человека невозможна

В госстандартах указываются продукты, которые можно использовать, возможные методы производства, оборудование, на котором будет производиться изделие, технологии, по которым все это должно производиться, и т.д. Госстандарты, принятые в Российской Федерации, в своем названии, кроме аббревиатуры ГОСТ, имеют букву «Р». Это правила сертификации, на основании которых осуществляются самые разные процедуры, включая экспертизу, процессы и разные способы.

Обязательно ли соблюдать нормативы документа

Их соблюдение было обязательным до 1 сентября 2011 г. В то время считалось, что это поможет держать под контролем качество производимых товаров, а значит защищать здоровье и жизнь населения, животных, растений и пр. Однако с этого дня соблюдение ГОСТов не обязательно, оно носит добровольный характер.

Каждый может сам выбирать и покупать товары, по ГОСТу ли они выработаны или без них. И производитель может решить – изготавливать товар по ГОСТу или по ТУ. Но при этом придется учесть, что многие ГОСТы создавались в эпоху натуральной, а не модифицированной продукции. Но речь не о производственных и других сферах, напрямую касающихся жизни и здоровья людей, использовании стандартов для оборонной продукции или защиты данных, которые составляют государственную тайну или другой информации ограниченного доступа В РФ ГОСТы принимает Госстандарт России. В сфере строительства и промышленности, строительных материалов - Госстрой. Но современный мир пытается перейти на технические регламенты.

Отличие ГОСТ от других стандартов

  • ОСТ. Этот стандарт, который устанавливает требования к качеству продукта в конкретной сфере, разрабатывается там, где нет ГОСТов, или их требования нужно уточнять
  • ТУ. В ходе перехода экономики к рыночным отношениям в обиход вошли технические условия - ТУ. Их цель заключается в регламентировании производство продукции, не попадавшей под действие ГОСТа. Требования ТУ, создаваемых предпринимателями-производителями, не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов
  • Технический регламент. Он устанавливает обязательные условия хранения продукции, ее перевозки и продаж. Главное отличие ГОСТа от ТР заключается в том, что госстандарт характеризуется количественными параметрами выпускаемых изделий, а ТР – условиями применения готовой продукции

Похожие госты