ГОСТ ИСО 10531-2001 Тара транспортная наполненная. Методы испытания грузовых единиц на устойчивость к механическим воздействиям

Обозначение:
ГОСТ ИСО 10531-2001 Тара транспортная наполненная. Методы испытания грузовых единиц на устойчивость к механическим воздействиям
Тип:
ГОСТ
Название:
Дата актуализации текста:
Дата актуализации описания:
55.020
Дата последнего изменения:
Дата завершения срока действия:
gost27243
gost_iso_10531-2001.docx PHPWord

ГОСТ ИСО 10531-2001

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТАРА ТРАНСПОРТНАЯ
НАПОЛНЕННАЯ

Методы испытания грузовых единиц
на устойчивость к механическим воздействиям

Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ

ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск

ГОСТ ИСО 10531-2001

Предисловие

ВНЕСЕН Госстандартом России

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа
по стандартизации

Азербайджанская Республика
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Республика Таджикистан
Туркменистан
Республика Узбекистан

Азгосстандарт
Армгосстандарт

Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
Кыргызст андарт

Молдовастандарт
Госстандарт России
Таджикстандарт

Главгосслужба «Туркмснстандартлары»
Узгосстандарт

 

© ИПК Издательство стандартов, 2002

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и
распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разре-
шения Госстандарта России

Содержание

Приложение А Транспортирование грузовой единицы по испытательному пути 7

ГОСТ ИСО 10531-2001

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ТАРА ТРАНСПОРТНАЯ НАПОЛНЕННАЯ

Методы испытания грузовых единиц на устойчивость к механическим воздействиям

Complete, filled transport packages. Mechanical stability testing of unit loads

Дата введения 2003—01—01

Настоящий стандарт распространяется на наполненную транспортную тару — грузовые едини-
цы, сформированные в пакет с использованием средств пакетирования, и устанавливает методы их
испытаний на устойчивость к механическим воздействиям. Испытания предназначены для оценки
эксплуатационных характеристик грузовых единиц, которые при хранении, погрузочно-разгрузоч-
ных работах и транспортировании подвергаются механическим воздействиям. Испытания могут
проводиться как часть серии испытаний.

Стандарт не распространяется на транспортную тару и грузовые единицы, предназначенные
для перевозки морским путем.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 18106—72 Тара транспортная наполненная. Обозначение частей для испытания

ГОСТ 21136—75 Тара транспортная наполненная. Метод испытания на вибрацию при фикси-
рованной низкой частоте

ГОСТ 21798-76

ГОСТ 24597-81

ГОСТ 25014-81
лировании

ГОСТ 25064—81 Тара транспортная наполненная. Методы испытания на горизонтальный удар

ГОСТ 28528.1—90 (ИСО 4180-1—80) Упаковка. Порядок составления режимов эксплуатаци-
онных испытаний. Основные положения

ГОСТ 28528-2—90 (ИСО 4180-2—80) Упаковка. Порядок составления режимов эксплуатаци-
онных испытаний. Количественные данные

ГОСТ 28730—90 (ИСО 8318—86) Тара транспортная наполненная. Методы испытания на виб-
рацию с использованием переменной частоты

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

Издание официальное

Таблица I — Испытания грузовой единицы

Сфера
обращения

Испытание грузовой единицы, сформированной на поддоне, на
устойчивость к механическим воздействиям

Манипуляционное испытание
грузовой единицы

 

Ограниченный груз (пакет
тарно-штучных грузов по
ГОСТ 24597)

Неограниченный груз (размеры
пакета и масса груза превышают
установленные ГОСТ 24597)

при зажиме
(сжатии)

при
перемещении
волоком

1 Хранение

Статическое сжатие по ГОСТ 25014

2 Погруэоч-
но-разгрузоч-
ныс операции

Сбрасывание плашмя
на основание (7.2,1.1) и
сбрасывание на ребро
основания (7.2.1.2) или
движение по

испытательному пути.

Факультативное испы-
тание на горизонтальный
удар о поверхность упо-
ра (7.2.2) по ГОСТ 25064

Движение по испытательному пути

3 Транспор-
тирование

Вибрация по ГОСТ 21136 или ГОСТ 28730.
Горизонтальный удар по ГОСТ 25064

Вибрация по ГОСТ 21136
или ГОСТ 28730

 

Примечания

Грузоподъемность автопогрузчика должна обеспечивать перемещение грузовой единицы во-
локом.

Кондиционирование тары проводят по ГОСТ 21798.

Испытания проводят при температуре и влажности окружающей среды и в последовательности,
данной в таблице 1.

Режимы испытаний выбирают в соответствии с общими правилами по ГОСТ 28528.1 и коли-
чественными данными по ГОСТ 28528.2.

Условные обозначения частей грузовых единиц для испытаний — по ГОСТ 18106.

Испытание предназначено для определения способ-
ности грузовой единицы выдерживать случайные удары. Ис-
пытание проводят следующими способами:

Грузовую единицу устанавливают на жесткую сплош-
ную поверхность (например бетонную), поднимают одно
ребро основания на высоту 20 см над уровнем пола и отпус-
кают для свободного падения плашмя (рисунок 1).

Грузовую единицу устанавливают на жесткой сплош-
ной поверхности, поднимают за ребро основания и устанав-
ливают на брус или другую опору высотой 5 см так, чтобы
ребро основания грузовой единицы находилось на расстоя-
нии 10 см от угла опоры (рисунок 2а). Другое ребро подни-
мают на высоту 20 см над уровнем пола (рисунок 2d). Затем
опускают для падения.

П р и м еч а н и е — Для высоких или неустойчивых (со смещением центра тяжести) грузовых единиц
принимают меры для предотвращения опрокидывания груза после сбрасывания.

Примечание — Это испытание является факультативным (таблица I).

Способность грузовой единицы, сформированной в пакет, выдерживать повторяющиеся гори-
зонтальные удары на ребра основания определяется в соответствии с одним из способов испытаний,
описанных в 7.2,2.1—7.2.2.3.

Для проведения испытания используют модифицированное испытательное устройство с на-
клонной плоскостью 10* (рисунок 3), позволяющее удерживать груз и производить горизонтальные
удары.

/ — блок для установки платформы; 2 — блок-останов; 3 — платформа

Рисунок 3 — Испытание на горизонтальный удар ребер основания грузовых единиц
на наклонной плоскости

Грузовую единицу, сформированную в пакет, устанавливают на тележку напротив ограничителя
хода. Тележку перемещают вверх по наклонной плоскости на расстояние 4 м и затем отпускают для
свободного движения по наклонной плоскости до столкновения с жесткой ударной поверхностью.

Для проведения испытания используют метод, установленный ГОСТ 25064, с учетом опасности
повреждения грузовой единицы у основания поддона.

Для проведения испытаний используют метод, установленный ГОСТ 25064, с учетом опасности
повреждения грузовой единицы у основания поддона.

Если испытываемую грузовую единицу транспортируют обычно в два яруса, то на нее при
испытании на зажим устанавливают аналогичную грузовую единицу.

Измеряют силу сжатия между зажимами и регистрируют гидравлическое давление при всех
допустимых степенях сжатия.

После каждого цикла испытаний (7.2) или каждого цикла манипулирования (подъема, транс-
портирования, установки) в соответствии с 7.3 и 7.4 грузовую единицу осматривают и фиксируют
все виды повреждений, к которым могут быть отнесены:

Протокол испытаний должен содержать:

• подпись лиц, проводивших испытания.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

(справочное)

Транспортирование грузовой единицы по испытательному пути

А.1 Испытательная грузовая площадка

А. 1.1 Стандартный L-образный путь оборудуют на плоской жесткой поверхности. Он представляет собой
площадку шириной от 3 до 3,5 м, имеющую поворот 90°, зоны ускорения и торможения и наблюдательные
пункты (OPl —ОРУ) (рисунок А.1).

ОР5 — подъем/опускание; ОР5—ОР\ — зона ускорения/торможения; ОР\ —ОР1 — эона с препятствиями;
ОРЪ—ОРЗ — поворот 90*; ОЯ4 — подьем/опусканис

 

Рисунок А.1 — Образец испытательного пути

А. 1.2 Пользователи могут выбирать по своему усмотрению препятствия для испытательного пути. Пре-
пятствия, такие как железнодорожный путь, располагаемый на одном уровне с шоссейными дорогами, укло-
нами, люками и т. д., пересекаются перпендикулярно или находятся под углом.

А.2 Условия испытания

А.2.1 Автопогрузчик должен двигаться равномерно на протяжении всего пути с препятствиями или без
них на гусеничном ходу со скоростью (1,5±0,3) м/с.

А.2.2 Максимальная скорость автопогрузчика на повороте не должна превышать 1 м/с.

А.2.3 В зоне торможения, при испытании на аварийную остановку, должно достигаться минимальное
торможение — 2 м/с2.

А.2.4 Испытываемую грузовую единицу проверяют после каждого цикла погрузочно-разгрузочных опе-
раций (подъем, транспортирование и установка).

Ключевые слова: тара, испытание

Редактор Л. И. Нахимова
Технический редактор О.Н. Власова
Корректор В.Е. Нестерова
Компьютерная верстка И.А. Налейкиной

Изд. лиц. № 02354 от 14.07.2000. Сдано в набор 07.02.2002. Подписано в печать 01.03.2002. Усл. печ. л. 1,40. Уч.-издл. 0,90.
Тираж 389 экз. С 4479. Зак. 207.

ИПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер., 14.
http://www.standards.ru e-mail: info@standards.ru
Набрано в Издательстве на ПЭВМ

Филиал ИПК Издательство стандартов — тип. «Московский печатник». 103062 Москва, Лялин пер., 6.

Плр № 080102

Впервые эта аббревиатура появилась во времена СССР, и расшифровывается она как Государственный Стандарт. Со временем количество госстандартов увеличилось, и за их несоблюдение нарушителям грозила уголовная ответственность. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению национальных стандартов.

ГОСТ - это государственный стандарт, свод сформулированных требований, предъявляемых государством к качеству и безопасности продукции, работ и услуг межотраслевого значения. Стандарты, подтверждающие, что они прошли проверку и отвечают всем требованиям безопасности, устанавливаются с учетом современных достижений науки, технологий и опыта.

Зачем нужен ГОСТ

ГОСТы призваны регламентировать, какие качества должны быть у продукции, вырабатываемой и продаваемой на территории конкретной страны. В наше время есть госстандарты, касающиеся любой отрасли промышленности и других сфер нашей жизни. Их задача – установить правила по изготовлению:

  • инструментов
  • продуктов питания
  • одежды и обуви
  • транспорта и всего того, без чего жизнь человека невозможна

В госстандартах указываются продукты, которые можно использовать, возможные методы производства, оборудование, на котором будет производиться изделие, технологии, по которым все это должно производиться, и т.д. Госстандарты, принятые в Российской Федерации, в своем названии, кроме аббревиатуры ГОСТ, имеют букву «Р». Это правила сертификации, на основании которых осуществляются самые разные процедуры, включая экспертизу, процессы и разные способы.

Обязательно ли соблюдать нормативы документа

Их соблюдение было обязательным до 1 сентября 2011 г. В то время считалось, что это поможет держать под контролем качество производимых товаров, а значит защищать здоровье и жизнь населения, животных, растений и пр. Однако с этого дня соблюдение ГОСТов не обязательно, оно носит добровольный характер.

Каждый может сам выбирать и покупать товары, по ГОСТу ли они выработаны или без них. И производитель может решить – изготавливать товар по ГОСТу или по ТУ. Но при этом придется учесть, что многие ГОСТы создавались в эпоху натуральной, а не модифицированной продукции. Но речь не о производственных и других сферах, напрямую касающихся жизни и здоровья людей, использовании стандартов для оборонной продукции или защиты данных, которые составляют государственную тайну или другой информации ограниченного доступа В РФ ГОСТы принимает Госстандарт России. В сфере строительства и промышленности, строительных материалов - Госстрой. Но современный мир пытается перейти на технические регламенты.

Отличие ГОСТ от других стандартов

  • ОСТ. Этот стандарт, который устанавливает требования к качеству продукта в конкретной сфере, разрабатывается там, где нет ГОСТов, или их требования нужно уточнять
  • ТУ. В ходе перехода экономики к рыночным отношениям в обиход вошли технические условия - ТУ. Их цель заключается в регламентировании производство продукции, не попадавшей под действие ГОСТа. Требования ТУ, создаваемых предпринимателями-производителями, не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов
  • Технический регламент. Он устанавливает обязательные условия хранения продукции, ее перевозки и продаж. Главное отличие ГОСТа от ТР заключается в том, что госстандарт характеризуется количественными параметрами выпускаемых изделий, а ТР – условиями применения готовой продукции

Похожие госты