ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

Обозначение:
ГОСТ 1.2-97 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Тип:
ГОСТ
Название:
Дата актуализации текста:
Дата актуализации описания:
01.120
Дата последнего изменения:
Дата завершения срока действия:
gost07521
gost_1.2-97.docx PHPWord

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ,
ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ
СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки, принятия, применения,
обновления и отмены

Издание официальное

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
Минск

Предисловие

ВНЕСЕН Госстандартом России

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Азербайджанская Республика

Азгосстандарт

Республика Армения

Армгосстандарт

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Грузия

Грузстандарт

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизская Республика

Киргизстандарт

Республика Молдова

Молдовастандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Республика Узбекистан

Узгосстандарт

Украина

Госстандарт Украины

 

 

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Межгосударственная система стандартизации

СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ

Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены

Interstate System for Standardization.

Interstate standards, rules and recommendations on interstate standardization.
Procedure for development, taking over application, renovation and cancellation

Дата введения — 1999—01—01*

Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (вне-
сения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосу-
дарственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации)**.

Положения настоящего стандарта предназначены для применения национальными органами по
стандартизации, другими государственными органами управления, Бюро по стандартам Межгосударст-
венного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Бюро по стандартам), межго-
сударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими
комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйствен-
ной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объеди-
нениями (далее — общественные объединения) государств — участников Соглашения о проведении
согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее — Соглашение).

На национальном уровне могут быть установлены дополнительные требования, конкретизирую-
щие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударствен-
ной стандартизации, изменений к ним, порядок применения и прекращения применения
межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации на
территории государства — участника Соглашения.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.0—92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения

ГОСТ 1.5—2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению,
изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

(Измененная редакция, Йзм. № 1).

‘Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по
стандартизации.

“Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительст-
ве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная
научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [1].

Издание официальное

В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или
введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).

При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструк-
торских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международ-
ные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные
национальные стандарты государств — участников Соглашения и других стран, а также иную информа-
цию о современных достижениях науки, техники и технологии.

В качестве проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разра-
батываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства —
участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной
редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных,
региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стан-
дарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (разд. 4).

При этом целесообразно использовать приведенные в приложении Г рекомендации по гармониза-
ции межгосударственных стандартов на международном и региональном уровнях.

Примечание — В международной стандартизации [7] гармонизированными считаются стандарты, отно-
сящиеся к одному и тому же объекту и принятые различными органами, занимающимися стандартизацией, которые
обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов, услуг и взаимное понимание результатов испытаний или
информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.

При применении в межгосударственных стандартах международных, региональных и националь-
ных стандартов используют методы, приведенные в приложении Д, и соблюдают порядок, установлен-
ный в 3.2.8—3.2.10.

При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электрон-
ной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомле-
ний о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2,3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих
требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта
стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным спосо-
бом, обеспечивающим оперативность его доставки.

3.1.3—3.1.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация)
направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработке (с
краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стан-
дарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой
информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах.

Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу
работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным
органам всех государств — участников Соглашения.

В пояснительной записке приводят:

Если проект стандарта разрабатывается государством — участником Соглашения в инициативном
порядке, то он рассылается национальным органам всех государств — участников Соглашения, если
они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта.

При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают
предельную дату получения отзывов от заинтересованных государств, исходя из трехмесячного срока,
который предоставляют для рассмотрения проекта стандарта. При этом используют типовую формули-
ровку: «Окончательная дата получения отзыва — ».

дата

Срок, предоставляемый для рассмотрения проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это
обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном
письме.

Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной
почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро
по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.

В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей
поеледовател ьности:

Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить
конкретный характер.

3.2.2—3.2.3.3 (Измененная редакция, Изм. № 1).

3.2.4.1а При разработке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку
отзывов на его первую редакцию (вторую и последующую редакции, при их наличии), которые поступили
от других государств. При этом используют форму сводки отзывов, установленную в приложении Е.

Примечание — При разработке промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта
соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.2.3). При этом вместе с проектом
стандарта рассылают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.

3.2.4.16 Целесообразность учета при подготовке окончательной редакции проекта стандарта
замечаний и предложений, которые высказаны в отзывах, поступивших после установленной даты их
получения, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.

3.2.4.1а, 3.2.4.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1).

Если проект стандарта разрабатывают без включения в программу работ по межгосударственной
стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованны-
ми считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта.

При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в
сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее
трех месяцев со дня рассылки. При этом используют типовую формулировку: «Дата подведения итогов

голосования — ».

дата

Срок, предоставляемый для рассмотрения окончательной редакции проекта, может быть сокращен
до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в
сопроводительном письме.

Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной
почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро
по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.

3.2.4.4, 3.2.4.5 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Если при этом выявлены случаи несоответствия, то Бюро по стандартам направляет свои замеча-
ния национальному органу государства — разработчика стандарта.

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

3.2.5 Национальный орган государства — разработчика стандарта подводит итоги голосования по
проекту стандарта, учитывая бюллетени голосования, поступившие к установленной дате голосования.

Если в бюллетене голосования отмечено, что национальный орган воздерживается в связи с
незаинтересованностью в применении данного стандарта, то этот бюллетень в подсчете голосов не
учитывают.

При подсчете голосов в числе проголосовавших за принятие стандарта учитывают национальный
орган государства-разработчика.

3.2.5, 3.2.5.1 (Измененная редакция, Изм. 1).

Замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями,
могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесении в него изменения.

3.2.5.4, 3.2.5.5 (Измененная редакция, Изм. 1).

3.2.6 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может быть осуществле-
на его доработка с учетом замечаний и предложений национальных органов или прекращена разработка
проекта стандарта.

При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по
результатам первоначального голосования национальных органов.

Сводку замечаний и предложений составляют аналогично сводке отзывов (приложение Е), но при
этом информацию о национальных органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят только
в пояснительной записке.

Национальный орган, получивший доработанный проект стандарта, в тот же день направляет
соответствующее уведомление по электронной почте или иным оперативным способом в адрес нацио-
нального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам с указанием даты получения.

3.2.6.1; 3.2.6.2 (Измененная редакция, Изм. 1).

В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы заинте-
ресованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для
разработки или оформления соответствующего национального стандарта.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Соответствующее предложение по национальному стандарту может исходить от национального
органа, принявшего данный национальный стандарт, или должно быть согласовано с ним. Предложение
по международному (региональному) стандарту может исходить от любого национального органа.

Рассылку осуществляет национальный орган, выдвинувший это предложение, который направляет
данный стандарт (его версию на русском языке или его перевод на русский язык, если стандарт изложен
на ином языке) всем национальным органам.

В случае доработки проекта такого стандарта с учетом замечаний и предложений национальных
органов в соответствии с 3.2.6.1 и 3.2.6.2, как правило, осуществляется его модификация относительно
применяемого международного (регионального) стандарта в соответствии с Д.2.

3.2.8—3.2.10 (Введены дополнительно, Изм. 1).

Примечания

Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех
государств — участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при достижении
по нему консенсуса** и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании, если
от отсутствующего при этом члена Совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным
решением по данному стандарту.

3.3.2—3.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Национальному органу, проголосовавшему против принятия стандарта, но заинтересованному в
его применении в иной редакции, рекомендуется подготовить и принять национальный стандарт, гармони-
зированный с аналогичным межгосударственным стандартом. При этом рекомендуется выделить (иденти-
фицировать) все различия данных стандартов и указать причины, обусловившие эти различия.

3.3.6; 3.3.7 (Измененная редакция, Изм. № 1).

Дату введения в действие межгосударственного стандарта устанавливают не позднее двух лет со
дня регистрации стандарта в Бюро по стандартам. При ее установлении учитывают соответствующие
рекомендации национального органа государства-разработчика.

Примечание — Под понятием «противоречащий национальный (государственный) стандарт» подразу-
мевается такой стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации и имеет ту же область
применения, что и межгосударственный стандарт, но содержит иные требования.

В случае принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту, наци-
ональный орган данного государства может принять решение о применении этого межгосударственного
стандарта только в межгосударственных отношениях. В этом случае национальный стандарт продолжа-
ет применяться на территории государства во внутренних отношениях.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Проверку стандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработки или
пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведения последней проверки.

Примечание — При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют
работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам.

Изменение к стандарту только редакционного и(или) ссылочного характера в форме самостоятель-
ного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (допол-
нением, исключением) содержательных требований стандарта.

Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а
осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпо-
чтительным, если объем вносимого изменения может превысить 40 % текста стандарта, а также в случае
необходимости изменения наименования стандарта.

Оформление и изложение изменения — по ГОСТ 1.5 (раздел 5).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Дату введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шести
месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в Бюро по стандартам.

Публикацию текста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный
стандарт.

5.2.6, 5.2.7 (Измененная редакция, Изм. 1).

При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего, при этом дей-
ствовавший ранее стандарт отменяют, а в обновленном стандарте указывают, взамен какого стандарта
он разработан. Обновленному стандарту присваивают обозначение действовавшего ранее стандарта с
заменой цифр года принятия.

Одновременно с пересмотром стандарта осуществляют работы по обновлению или отмене взаи-
мосвязанных с ним стандартов.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Информация о прекращении применения стандарта на территории какого-либо государства в
одностороннем порядке публикуется в ежемесячном информационном указателе «Межгосударственные
стандарты».

Форма бюллетеня голосования об отмене межгосударственного стандарта приведена в приложе-
нии В.

6.5—6.9 (Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1).

Последующее решение по данному стандарту (о возобновлении или прекращении его применения
на территории государства) доводится национальным органом этого государства до Бюро по стандартам
и национальных органов других государств, применяющих стандарт.

змененная редакция, Изм. № 1).

(Введен дополнительно, Изм. № 1).

По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метроло-
гии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета для разработки
проекта правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей националь-
ных органов или иных организаций.

Пересылку документов в процессе разработки, обновления, отмены правил и рекомендаций
осуществляют по электронной почте.

По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метроло-
гии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета разработка проекта
правил осуществляется с подготовкой или без подготовки первой редакции.

Проект правил рассматривают и принимают на заседании Межгосударственного совета. При этом
правила считаются принятыми только при достижении по ним консенсуса и положительном голосовании
всех национальных органов. Перед заседанием Межгосударственного совета проект правил рекоменду-
ется рассмотреть на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации,
метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю).

7.4—7.7 (Измененная редакция, Изм. 1).

7.7.1—7.7.7 (Исключены, Изм. № 1).

Проект рекомендаций рассылается на рассмотрение в национальные органы государств — участ-
ников Соглашения, при необходимости дорабатывается, направляется на издательское редактирование
по 3.2.4.1—3.2.4.3, рассматривается на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по
стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю), а затем рассматрива-
ется и принимается на заседании Межгосударственного совета при положительном голосовании боль-
шинства (не менее двух третей) членов Совета, участвующих в заседании.

(Измененная редакция, Изм. № 1).

(Измененная редакция, Изм. № 1, Поправка).

Разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесения
в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6—7.10.

Правила (рекомендации) отменяют, если за это проголосовало большинство (более половины)
членов Совета, участвующих в заседании.

Одностороннее прекращение применения правил в государстве — участнике Соглашения не до-
пускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными
в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляются процедуры, указанные
в 6.5.

 

 

 

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ*

официальное наименование государства

по проекту межгосударственного стандарта (изменения № ГОСТ )

j

наименование стандарта

разработанному взамен ГОСТ .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА

заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта
(изменения к стандарту)

 

 

 

 

Форма бюллетеня голосования по отмене стандарта*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по гармонизации межгосударственных стандартов на международном

и региональном уровне

Г.1 Если на объект межгосударственной стандартизации распространяется международный, региональный
стандарт или иной документ по международной или региональной стандартизации (далее — международный,
региональный стандарт), то при разработке межгосударственного стандарта целесообразно рассмотреть возмож-
ность его гармонизации на соответствующем уровне.

Примечание — В международной стандартизации [7] гармонизированными на международном (регио-
нальном) уровне считаются стандарты, которые гармонизированы с международным (региональным) стандартом
или стандартами.

Г.2 Гармонизация межгосударственного стандарта на международном (региональном) уровне не должна
препятствовать достижению целей межгосударственной стандартизации и противоречить ее основным принципам,
установленным ГОСТ 1.0 (разделы 4 и 5), а также не должна создавать трудности при применении данного
межгосударственного стандарта в государствах — участниках Соглашения.

Г.З Если по объективным причинам не представляется возможным гармонизировать межгосударственный
стандарт с международным (региональным) стандартом, то целесообразно рассмотреть возможность использова-
ния данного международного (регионального) стандарта при разработке межгосударственного стандарта путем
применения способов, указанных в Д.З (приложение Д).

Г.4 При отсутствии международного (регионального) стандарта, распространяющегося на данный объект
стандартизации, целесообразно рассмотреть возможность гармонизации межгосударственного стандарта с нацио-
нальными стандартами передовых в техническом отношении стран.

 

 

Методы применения международных, региональных и национальных стандартов

в межгосударственных стандартах

Д.1 Международный (региональный) стандарт применяют путем принятия в качестве межгосударственного
стандарта или путем учета (любым способом) международного (регионального) стандарта при разработке межго-
сударственного стандарта.

Д.2 Международный (региональный) стандарт считается принятым в качестве межгосударственного стандар-
та, если межгосударственный стандарт является идентичным международному (региональному) стандарту или
модифицированным по отношению к нему.

Примечания

При применении международного (регионального) стандарта предварительно рассматривают целесообраз-
ность сохранения в межгосударственном стандарте технического содержания и структуры данного международного
(регионального) стандарта, в том числе принятой в нем нумерации разделов, подразделов, пунктов и подпунктов,
обозначений приложений и других структурных элементов.

Если техническое содержание данного международного (регионального) стандарта соответствует целям
межгосударственной стандартизации и потребностям национальной экономики каждого из государств—участников
Соглашения, имеющих намерение принять этот стандарт, а структура международного (регионального) стандарта
не затруднит пользование межгосударственным стандартом, то его оформляют в виде стандарта, идентичного
международному (региональному) стандарту, соблюдая при этом ГОСТ 1.5 (подраздел 9.1).

Для учета особенностей объекта и аспекта* стандартизации, которые характерны для государств — участни-
ков Соглашения, международный (региональный) стандарт может быть принят в качестве модифицированного
межгосударственного стандарта.

Модификацию межгосударственного стандарта по отношению к международному (региональному) стандарту
осуществляют в случае необходимости:

Во всех указанных случаях межгосударственный стандарт, модифицированный по отношению к международ-
ному (региональному) стандарту, оформляют в соответствии с ГОСТ 1.5 (подраздел 9.2).

‘Здесь и далее под аспектом стандартизации подразумевается краткое обобщенное содержание устанавли-
ваемых стандартом положений, которое указывают в наименовании стандарта в виде подзаголовка.

В обоснованных случаях (например, для удобства пользования) в одном межгосударственном стандарте
может быть применено несколько взаимосвязанных международных (региональных) стандартов. Такой межгосудар-
ственный стандарт считается модифицированным и его оформляют в соответствии с ГОСТ 1.5 (пункт 9.2.8).

Д.З Если указанные в Д.2 формы принятия международного (регионального) стандарта в межгосударствен-
ном стандарте не приемлемы (в силу различных причин), то данный международный (региональный) стандарт также
может быть использован при разработке межгосударственного стандарта следующими способами:

При оформлении межгосударственного стандарта с использованием указанных выше способов учитывают
соответствующие требования, установленные ГОСТ 1.5 (подраздел 9.3).

Д.4 Национальный стандарт государства — участника Соглашения применяют при разработке в качестве
проекта межгосударственного стандарта в соответствии с 3.2.8 или 3.2.9. При этом проект межгосударственного
стандарта может быть идентичным национальному (государственному) стандарту (см. 3.2.8) или модифицирован-
ным по отношению к нему (см. 3.2.9).

После принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту, последний по
решению принявшего его национального органа может быть отменен для исключения дублирования с межгосудар-
ственным стандартом, введенным в действие на территории данного государства, или признан имеющим одинако-
вую силу с ним при применении на территории этого государства. При этом область применения
межгосударственного стандарта может быть ограничена только межгосударственными отношениями.

После принятия межгосударственного стандарта, модифицированного по отношению к национальному стан-
дарту, последний подлежит отмене (или ограничению области применения) для исключения противоречия с данным
межгосударственным стандартом, в случае их одновременного действия на территории государства.

Д.5 Национальные стандарты государств, не являющихся участниками Соглашения, применяют с использо-
ванием любого из методов, указанных в Д.2 и Д.З. При этом учитывают требования, установленные ГОСТ 1.5
(подраздел 9.4).

 

 

Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших
от заинтересованных государств, и пример заполнения

СВОДКА ОТЗЫВОВ

на первую редакцию* проекта межгосударственного стандарта

Е.1 Форма сводки отзывов

наименование стандарта

Структурный элемент
стандарта

Сокращенное
наименование
национального органа
(номер письма, дата)

Предложение, замечание

Заключение разработчика

 

 

 

 

I I I I I
I I I I I
I I I I I

 

 

‘Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то
указывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта
вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), поступивших вместе с
бюллетенями голосования или изложенных в них.

Е.2 Пример заполнения сводки отзывов (фрагмент)

СВОДКА ОТЗЫВОВ

на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта «Правила проведения работ
по межгосударственной стандартизации. Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации.

Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению»,

разработанного взамен ГОСТ 1.5—93

Структурный элемент
стандарта

Сокращенное
наименование
национального органа
(номер письма, дата)

Предложение, замечание

Заключение разработчика

По проекту в целом

Азгосстандарт (исх.

№ 14—12/692 от 25.11.99)

Без замечаний.

 

Госстандарт Республики
Беларусь

(исх. № 02—09/5927
от 08.11.99)

На титульном листе, в
«Предисловии», в пункте 3.3.3 и
в приложениях А и Б привести
идентичные полные наиме-
нования EASC как на русском,
так и на английском языках, а по
тексту стандарта вместо
аббревиатуры «EASC» исполь-
зовать аналогичную аббре-
виатуру на русском языке.

Принято

Пункт 3.3.4

Молдовастандарт
(исх. № 16—39—32/822
от 21.12.99)

Изменить наименование
заголовка первого столбца
таблицы «Название страны по
ГОСТ 7.67» на «Наименование
государства по ИСО 3166» (т. к.
членом EASC может быть не
только государство СНГ).

Отклонено.

ГОСТ 7.67—94 идентичен
стандарту ИСО 3166:1988,
а в межгосударственных
стандартах целесообраз-
но давать ссылки на
другие межгосударст-
венные стандарты, а не на
идентичные им меж-
дународные стандарты.

 

Г осстандарт Украины
(исх. № 18/6—928
от 28.03.2000)

Из таблицы исключить графу
кодов стран.

Принято к сведению.
Предлагается обсудить
на НТКС.

 

 

Из фразы «введен впервые в
качестве межгосударственного
стандарта» исключить слова «в
качестве межгосударственного
стандарта».

Принято частично (эта
фраза изложена в иной
редакции).

 

 

Приложения Г, Д, Е (Измененная редакция, Изм. № 1).

Библиография

МСН 1.01-01—96 Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные
положения

РМГ 22—97 Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов

ПМГОЗ—99 Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стан-

дартизации

ПМГ 02—93 Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации

РМГ 24—97 Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами

по стандартизации

Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и серти-
фикации

Стандартизация и смежные виды деятельности. Общий словарь
(Standardization and related activities — General Vocabulary)

[8] Руководство Принятие международных стандартов в качестве национальных или региональных стандар-
ИСО/МЭК 21:1999 тов.

(ISO/IEC Guide 21:1999) (Adoption of International Standards as regional or national standards)

(Измененная редакция, Изм. 1).

УДК 006.05:006.354 МКС 01.120 Т50

Ключевые слова: документы по межгосударственной стандартизации, межгосударственные стандарты,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, порядок разработки, рассмотрения,
принятия, применения, обновления, отмены и прекращения применения

Изменение № 2 ГОСТ 1.2—97 Межгосударственная система стандартиза-
ции. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по
межгосударственной стандартизации. Порцдок разработки, принятия, при-
менения, обновления и отмены

Принято Межгосударственным советом по стандартизации, метрологов н
сертификации (протокол № 27 от 22.06.2005)

Зарегистрировано Бюро по стандартам МГС № 5187

За принятие изменения проголосовали национальные органы по стан-
дартизации веек государств-членов Межгосударственного совета

Для настоящего изменения установлена единая для всех государств дата
введения в действие — 2006—01—01

Раздел 1. Первый абзац дополнить примечанием:

«Примечание — В настоящем стандарте применены термины по
ГОСТ 1.1*.

Раздел 2 дополнить ссылками:

«ГОСТ 1.1—2002 Межгосударственная система стандартизации. Терми-
ны и определения

ГОСТ 1.3—2002 Межгосударственная система стандартизации. Прави-
ла и методы принятия международных и региональных стандартов в ка-
честве межгосударственных стандартов*.

Пункт 3.1.3. Третий абзац после слов «В качестве» дополнить словами:
«основы для»;

четвертый абзац и примечание исключить;

последний абзац изложить в новой редакции; дополнить абзацем:

«При применении в качестве основы для проекта межгосударствен-
ного стандарта международного или регионального стандарта использу-
ют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.

ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударствен-
ного стандарта в случаях использования в качестве основы для его про-
екта национального стандарта, в том числе национального стандарта
государства—участника Соглашения, если для этого не приемлемы пра-
вила, установленные в 3.2.8».

Пункт 3.1.4 дополнить словами: «с учетом ГОСТ 1.3 (в случае приме-
нения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта
международного или регионального стандарта)».

(Продолжение см. с. 28)

(Продолжение изменения №2к ТОСТ 1,2—97)

Пункт 3.1.5. Первый абзац дополнить словами: «соблюдая порядок об-
мена документами в электронном формате, установленный Межгосу-
дарственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7]».

Подпункт 3.2.4,1. Заменить слова: «ИПК Издательство стандартов Гос-
стандарта России (далее — Издательство стандартов)* на «ФГУП
«Стацдартинформ», осуществляющего функцию издательства меж-
государственных стандартов*.

Подпункт 3.2.4,5 дополнить словами: «При этом может быть использо-
вана система электронного голосования по проектам межгосударствен-
ных нормативных документов».

Подпункт 3.2.3.3 после слов «с ГОСТ 1.5» дополнить словами: «и ГОСТ
1.3*.

Подпункт 3.2.S.4. Заменить ссылку: «ГОСТ 1,5 (подраздел 9,1)* на ГОСТ
1.3.

Пункт 3.2,10. Первый абзац. Заменить слова: «(см. Д.2, приложение Д)»
на «(см. ГОСТ 1.3)*;

второй абзац. Заменить ссылку: Д.2 на ГОСТ 1,3,

Пункт 4,2. Последний абзац после слов «идентичного национальному
стандарту» дополнить словами: «государства—участника Соглашения»;

дополнить абзацами:

«По решению национального органа, принявшего национальный стан-
дарт, данный стандарт может быть отменен, а вместо него введен в дей-
ствие в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт,
или национальный стандарт может быть признан имеющим одинаковую
силу с идентичным ему межгосударственным стандартом при примене-
нии последнего на территории этого государства.

После принятия межгосударственного стандарта, модифицированного
по отношению к национальному стандарту, последний подлежит отмене
(или ограничению области применения) для исключения противоречий
с данным межгосударственным стандартом в случае их одновременного
действия на территории государства».

Пункт 6.8. Первый абзац дополнить словами: «При этом может быть
использована система электронного голосования по проектам межгосу-
дарственных нормативных документов».

Пункт 6.14 дополнить словами: «соблюдая порядок обмена докумен-
тами в электронном формате, установленный Межгосударственным со-
ветом по стандартизации, метрологии и сертификации [7]»,

Приложения Г, Д исключить.

Библиография. Позицию [7] изложить в новой редакции:

«[7] Правила по межгосударст- Порядок обмена документами в

веяной стандартизации электронном формате»;

ПМГ 48-2002

позицию [3] исключить.

Впервые эта аббревиатура появилась во времена СССР, и расшифровывается она как Государственный Стандарт. Со временем количество госстандартов увеличилось, и за их несоблюдение нарушителям грозила уголовная ответственность. Сегодня наблюдается тенденция к сокращению национальных стандартов.

ГОСТ - это государственный стандарт, свод сформулированных требований, предъявляемых государством к качеству и безопасности продукции, работ и услуг межотраслевого значения. Стандарты, подтверждающие, что они прошли проверку и отвечают всем требованиям безопасности, устанавливаются с учетом современных достижений науки, технологий и опыта.

Зачем нужен ГОСТ

ГОСТы призваны регламентировать, какие качества должны быть у продукции, вырабатываемой и продаваемой на территории конкретной страны. В наше время есть госстандарты, касающиеся любой отрасли промышленности и других сфер нашей жизни. Их задача – установить правила по изготовлению:

  • инструментов
  • продуктов питания
  • одежды и обуви
  • транспорта и всего того, без чего жизнь человека невозможна

В госстандартах указываются продукты, которые можно использовать, возможные методы производства, оборудование, на котором будет производиться изделие, технологии, по которым все это должно производиться, и т.д. Госстандарты, принятые в Российской Федерации, в своем названии, кроме аббревиатуры ГОСТ, имеют букву «Р». Это правила сертификации, на основании которых осуществляются самые разные процедуры, включая экспертизу, процессы и разные способы.

Обязательно ли соблюдать нормативы документа

Их соблюдение было обязательным до 1 сентября 2011 г. В то время считалось, что это поможет держать под контролем качество производимых товаров, а значит защищать здоровье и жизнь населения, животных, растений и пр. Однако с этого дня соблюдение ГОСТов не обязательно, оно носит добровольный характер.

Каждый может сам выбирать и покупать товары, по ГОСТу ли они выработаны или без них. И производитель может решить – изготавливать товар по ГОСТу или по ТУ. Но при этом придется учесть, что многие ГОСТы создавались в эпоху натуральной, а не модифицированной продукции. Но речь не о производственных и других сферах, напрямую касающихся жизни и здоровья людей, использовании стандартов для оборонной продукции или защиты данных, которые составляют государственную тайну или другой информации ограниченного доступа В РФ ГОСТы принимает Госстандарт России. В сфере строительства и промышленности, строительных материалов - Госстрой. Но современный мир пытается перейти на технические регламенты.

Отличие ГОСТ от других стандартов

  • ОСТ. Этот стандарт, который устанавливает требования к качеству продукта в конкретной сфере, разрабатывается там, где нет ГОСТов, или их требования нужно уточнять
  • ТУ. В ходе перехода экономики к рыночным отношениям в обиход вошли технические условия - ТУ. Их цель заключается в регламентировании производство продукции, не попадавшей под действие ГОСТа. Требования ТУ, создаваемых предпринимателями-производителями, не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТов
  • Технический регламент. Он устанавливает обязательные условия хранения продукции, ее перевозки и продаж. Главное отличие ГОСТа от ТР заключается в том, что госстандарт характеризуется количественными параметрами выпускаемых изделий, а ТР – условиями применения готовой продукции

Похожие госты